Длиннодревковое оружие
главным достоинством любого длиннодревкового оружия являлось
то, что с его помощью можно было удерживать даже опытного фехтовальщика,
но вооруженного коротким клинковым или ударным оружием, на безопасном
для себя расстоянии. При этом нельзя было позволить врагу перехватить
древко свободной рукой или отбить его щитом - это повлекло бы немедлен-
ное сближение и завершающий удар. В строю, как правило, такой маневр за-
канчивался трагически для воина, вооруженного пикой или другим оружием
на длинном древке. Если же поединок происходил один на один, то у того
оставалась еще возможность задействовать для обороны и нападения среднюю
и нижнюю часть древка. Разумеется, для опытного бойца дело не ограничи-
валось использованием только оружия. В ход пускались любые средства:
врага можно было оглушить или обескуражить ударом ноги, руки, головы...
Меч.
Главным отличием являлось использование фалангистами первой шеренги
длинного (около 70-90 см) меча, сделанного из железа. Это оружие хетты,
скорее всего, заимствовали у критян и ахейцев, с которыми имели давние
торговые и политические отношения; не исключено, что военные отряды этих
народов, знакомые с техникой мечевого боя, использовались хеттами в ка-
честве наемников. Массивным клинком можно наносить колющие и рубящие
удары. Гард эти мечи не имели, но расширенная "сильная" часть клинка в
какой-то мере защищала кисть руки. Мягкие кожаные и войлочные доспехи от
такого страшного оружия были ненадежной защитой, к тому же, в первую
очередь атаке меченосцев подвергались открытые ноги египетских воинов.
Можно также предположить, что меченосцы были снабжены длинными ламеляр-
ными панцирями и шлемами, делающими воинов практически неуязвимыми (45).
Ноги в бою закрывались толстыми кожаными сапогами (170) либо поножами
(45). В дополнение к доспеху фалангисты держали в левой руке круглый
щит.
Образцы холодного оружия, правда более поздних вре-
мен, которые удалось близко рассмотреть автору, имели своеобразную за-
точку. Они оттачивались только в верхней трети клинка, которая непос-
редственно соприкасается с корпусом при ударе; нижние его две трети -
так называемая "сильная часть" вообще не затачивалась, и именно здесь на
клинке было наибольшее число зазубрин. Напрашивается вывод, что, парируя
удары, подставляли нижнюю, слабо заточенную кромку клинка, а наносили их
верхней. Оружие, имеющее глухую, гарду и не предназначенное для того,
чтобы принимать удары "на обушок", как шашка, оттачивалось именно таким
способом. И при заточке меча, скорее всего, применяли тот же метод, то
есть делили клинок на "зону поражения", которую берегли и старались не
подставлять под удары и "зону отражения" в "сильной" части клинка, кото-
рой совершали все "парады" (отбивы). Можно, конечно, предположить, что
затачивалась только одна сторона клинка меча, но тогда меч терял бы свои
преимущества как обоюдоострое оружие.
Шпага
Шпага есть ужаснейшее холодное оружие после штыка, потому что соеди-
няет острие трехгранной шпаги и лезвие сабли.
Считается, что шпага появилась как результат постепенного утончения
меча. Обычным мечом трудно было поразить врага, одетого в готический или
максимилиановский доспех. А плоским узким лезвием можно было наносить
удары в его слабые точки: места соединения и смотровые щели. Свое назва-
ние шпага получила от слова "spata" - кавалерийского меча древних рим-
лян. Родиной шпаги традиционно считают Италию, откуда, собственно, ис-
кусство владения этим оружием распространилось по всей Европе.
Изначально бой на шпагах протекал с использованием щитов разных форм,
небольшого размера - брокелей. Его техника была очень близка к поединку
на мечах со щитами.
При этом брокели использовались и для нанесения уда-
ров. Часто к ним прикрепляли металлические шипы, по форме напоминающие
кинжалы. Были они разной длины и могли предназначаться как для рубящих,
так и для колющих ударов. Сама шпага конца XV-XVII вв. тоже использова-
лась для таких ударов, поэтому не следует ее считать чисто колющим ору-
жием. В XVI в. постепенно отказываются от щита, заменяя его дагой. Па-
раллельно с этим в Испании для действия левой рукой стали широко приме-
нять плащ. Его либо наматывали на руку и отбивали им удары, как щитом,
либо набрасывали на оружие или голову противника.
Для итальянской школы фехтования на шпаге с дагой (позже кинжалом)
характерна силовая манера ведения боя. Часто использовались различные
варианты захватов с элементами борьбы; одновременные удары шпагой и да-
гой, либо их серии. Для противника опасность использования "двойного
оружия" была в том, что он рисковал быть пораженным и на длинной дистан-
ции, и на короткой. Для парирования ударов применяли либо один вид ору-
жия, либо сразу оба.
Вальвиль в работе "Рассуждение о искусстве владеть шпагой" предлагает
вернуться к старой итальянской школе, где использовались как рубящие,
так и колющие удары.
Сабля
Сабля была действительно универсальным оружием, одинаково пригодным и
для конного, и для пешего боя.
Японский меч
Двуручная японская сабля.
Штыковой бой
Штыковой бой - это разновидность фехтования, в технике которой очень
многое заимствовано из техники поединка на длиннодревковом оружии. Ут-
верждение, что русский штыковой бой был лучшим в Европе, хоть и набило
всем оскомину, тем не менее, справедливо, и это признавали в любой армии
вплоть до Второй Мировой войны. Традиции этого боя заложил А.В. Суворов,
который понимал, что только всерьез овладев навыками штыковой схватки,
русские солдаты смогут победить турок в рукопашной.
Чеканы
Не менее популярным оружием, чем сабля, были чеканы.
Боевые гусарские чеканы практически ничем не отличались от аналогичного западноевропейского оружия. Применяли их в качестве предмета вооружения кавалеристов с XVI по XVIII вв. Помимо своего прямого предназначения они также играли роль знаков отличия для поручиков и ротмистров.
Во время боя польские кавалеристы часто использовали их не только как самостоятельное оружие, но и применяли их в паре с саблями — отбивали ими вражеские удары. Чекан считался обязательным предметом вооружения не только для тяжелой, но и для легкой кавалерии. За его многофункциональность, поскольку им можно было наносить удары как острием, так и обухом, плазом или древком, о нем была сложена поговорка: «У чекана обух На разбойника, плаз — на приятеля, топорище — на холопа» (Эта многофункциональность, возможно, была перенесена и на обращение с гуцульским топориком; хотя последний восходит к венгерским формам оружия, но влияние Речи Посполитой, несомненно, проявилось и здесь).
На саркофаге короля Яна Казимира есть изображение пехотинца с чеканоподобным оружием в левой руке (вместо обуха оно имеет лезвие), отбивающегося от татарина или запорожца.
В мирное время шляхтичи тоже не расставались с этим оружием; выходя из дому, опирались на чекан, как на тросточку, благо длина рукояти это позволяла. В руках сильного человека это было страшным оружием, а наносимые им раны оказывались зачастую смертельными.
Надо сказать, что польские дворяне по своему честолюбию ничуть не уступали своим, скажем, французским коллегам, а поскольку чекан был всегда под рукой, его моментально пускали в дело. В своей книге «Описание обычаев» Ю. Китович писал об этом так:
«Шляхтич, когда выходил из дому, прикреплял к боку саблю, брал в руки обух, который, помимо этого наименования, назывался также наджаком или чеканом. Выглядел он так: толстое древко, высотою от земли по пояс человеку, на конце, рукою удерживаемом, цилиндрический набалдашник — продолговатый серебряный, посеребренный или вообще латунный; на другом конце этого же древка крепко насажен молот железный, латунный, а то и серебряный, с одного конца подобный сапожническому молотку, другой же конец, если был плоско-раскован как топорик, то именовался чеканом, если выглядел как клюв, крупный, несколько загнутый, то назывался наджаком, если же он загибался в кольцо как баранка — звался обухом. Страшное это было оружие в руках поляка, особенно когда вокруг царили настроения, к склокам и дракам склоняемые. Саблей один другому рубил руки, рассекал губы, ранил голову, но пролитая кровь утихомиривала сражающихся. Обухом же наносили раны часто смертельные, не видев крови, а потому — не видя ее — не сразу опоминались, ударяли все сильнее и сильнее и — не раня кожу — ломали ребра и крушили кости. Шляхтичи, ходившие с этими обухами, более всего ими лишали здоровья своих подданных, а иногда и жизни.
Поэтому на больших съездах, сеймах, сеймиках, трибуналах... не позволительно было показываться с наджаком.
Инструмент этот и вправду был страшным, потому что когда один другого человека острым концом наджака ударял, то убивал сразу, вонзая железо в кость навылет».
Добавим, что чекан и психологически было легче пустить в ход, так как он не требовал выхватывания из ножен, а писаные и неписаные законы сурово осуждали того, кто первым обнажил оружие...
Злоупотребления шляхтичей чеканом в мирное время для решения споров на сеймиках или в корчмах стали причиной постановлений коронных сеймов 1578, 1601 и 1620 гг., которые запрещали использование этого оружия в мирное время: «Объясняя давние правила и законы, к безопасности и к миру общества изданные, и опираясь на конституцию 1578, 1601 и других, о запрещении необычного оружия и вооружения постановляющих, видя, что чем далее, тем большее своеволие возрастает в людях... дабы пресечь злые помыслы, дабы ни один не отваживался отныне, чтобы носить чеканы публично, под угрозой штрафа в двести гривен... Всякое же на войне против неприятелей королевства употребление чеканов или иного оружия сохраняем».
