ФЕХТОВАНИЕ НА ШПАГАХ

Аватара пользователя
Тимофеев Виктор Иванович
Сообщения: 1789
Зарегистрирован: 08 апр 2011, 12:42
Откуда: РОССИЯ, Санкт-Петербург
Контактная информация:

ФЕХТОВАНИЕ НА ШПАГАХ

Сообщение Тимофеев Виктор Иванович » 09 мар 2012, 08:47

ФЕХТОВАНИЕ НА ШПАГАХ

Считается, что шпага появилась как результат постепенного утончения
меча. Обычным мечом трудно было поразить врага, одетого в готический или
максимилиановский доспех. А плоским узким лезвием можно было наносить
удары в его слабые точки: места соединения и смотровые щели. Свое назва-
ние шпага получила от слова "spata" - кавалерийского меча древних рим-
лян. Родиной шпаги традиционно считают Италию, откуда, собственно, ис-
кусство владения этим оружием распространилось по всей Европе.
Изначально бой на шпагах протекал с использованием щитов разных форм,
небольшого размера - брокелей. Его техника была очень близка к поединку
на мечах со щитами. При этом брокели использовались и для нанесения уда-
ров. Часто к ним прикрепляли металлические шипы, по форме напоминающие
кинжалы. Были они разной длины и могли предназначаться как для рубящих,
так и для колющих ударов. Сама шпага конца XV-XVII вв. тоже использова-
лась для таких ударов, поэтому не следует ее считать чисто колющим ору-
жием. В XVI в. постепенно отказываются от щита, заменяя его дагой. Па-
раллельно с этим в Испании для действия левой рукой стали широко приме-
нять плащ. Его либо наматывали на руку и отбивали им удары, как щитом,
либо набрасывали на оружие или голову противника.
Для итальянской школы фехтования на шпаге с дагой (позже кинжалом)
характерна силовая манера ведения боя. Часто использовались различные
варианты захватов с элементами борьбы; одновременные удары шпагой и да-
гой, либо их серии. Для противника опасность использования "двойного
оружия" была в том, что он рисковал быть пораженным и на длинной дистан-
ции, и на короткой. Для парирования ударов применяли либо один вид ору-
жия, либо сразу оба.
Популярность фехтования была столь высока, а, следовательно, потреб-
ность в квалифицированных учителях фехтования для армии и частных лиц
столь велика, что многочисленные преподаватели фехтования и даже профес-
сиональные убийцы и дуэлянты объединялись в корпорации со своими закона-
ми и иерархией, например, "Братство Святого Марка", "Фехтовальное
братство" или "Браво" - каста дуэлянтов и наемных убийц в Испании.
Часто эти люди, странствующие по всей Европе и Азии совмещали в себе
способности преподавателей с хладнокровной жестокостью убийц и не против
были заработать на заказной дуэли. Мастеров клинка называли "свободным
поединщиками" и беспрепятственно позволяли им пересекать любые границы.
Официальные власти их не трогали, так как искусство фехтовальщиков нужно
было всем.
К концу XVII в. во Франции постепенно отказались от применения даги
или кинжала и в поединках стали использовать только шпагу. Облегчение ее
клинка привело к тому, что французы отказались и от рубящих ударов, ис-
пользуя только уколы. Но при этом иногда для увода клинка противника в
сторону допускались действия свободной рукой.
Такая манера фехтования хорошо показана в книге Бальтазара Фишера
"Искусство фехтовать, во всем его пространстве". Чрезвычайно интересны
наставления этого мастера к ученикам:
"Не жди никогда; но напротив того противься всегда его отбоям; чтобы
твое зрение не было никогда более устремлено на одну часть нежели на
другую, дабы противник никогда не мог отгадать твое намерение; но лучше
иметь вид твердый и надежный, и думай прежде о том, что делать хочешь. Я
бы желал даже, чтобы вид твой казался заблудшимся во всех твоих намере-
ниях, дабы не дать предузнать твоего предприятия".
То есть Фишер придает большое значение психологическому аспекту пое-
динка, ибо считает, что даже мимолетно брошенный взгляд может подсказать
направление последующего удара противнику.

Аватара пользователя
Тимофеев Виктор Иванович
Сообщения: 1789
Зарегистрирован: 08 апр 2011, 12:42
Откуда: РОССИЯ, Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: ФЕХТОВАНИЕ НА ШПАГАХ И САБЛЯХ

Сообщение Тимофеев Виктор Иванович » 09 мар 2012, 08:50

В своей книге Фишер приводит различные термины, объяснить которые
можно следующим образом:
1. Ангард - позиция, удобная для боя.
2. Встать в меру - то есть продвинуться к противнику, чтобы достать
его клинок концом своего клинка.
3. Выйти из меры - из такой позиции отступить назад.
4. Кварт левый (или внутренний) - удар, наносимый с левой стороны
шпаги или рапиры противника, при этом кисть собственной руки должна быть
повернута локтями вверх.
5. Кварт правый (или наружный) - тоже, но с правой стороны.
6. Терс - удар, наносимый с правой стороны рапиры противника, кисть
руки при этом повернута ногтями вниз.
7. Секунд - при соединении рапир правыми сторонами, фехтующие колют
один другого из-под руки, держа кисть ногтями вниз.
8. Октав - в том же положении рапир или шпаг колют под руку, не выво-
рачивая кисть.
9. Фланконад - удар, наносимый, когда рапиры соединены левыми сторо-
нами и противник держит руку высоко поднятой. В этом случае, взяв
сильной частью своего клинка (то есть ближней к эфесу) слабую часть ра-
пиры противника (то есть ближнюю к острию), колют его в бок, направив
удар под руку, не выворачивая кисть.
10. Кварт нижний - этот удар наносится при соединении рапир левыми
сторонами, когда противник держит руку поднятой, открывая нижнюю часть
своего корпуса. Колют прямо в грудь, вдоль правой руки противника.
11. Прим - наносится с левой стороны. Кисть руки направлена ногтями
вниз. Этот удар употребляется редко, потому что, если вы выдержите парад
противника и не выроните при этом клинка, то положение руки останется
невыгодным при обороне.
12. Финт - обманное двойное движение, при котором имитируется удар,
направленный в одну сторону, а наносится в другую.
13. Ангаже - клинок переносится на другую сторону клинка противника,
при этом сильной частью собственного клинка касаются слабой части его
клинка.
14. Аппель (или темпе) - вызвать противника на удар, то есть спрово-
цировать к нападению или рефлекторному движению.
15. Аттаке - быстрым движением рапиры заставить противника закрыться.
16. Купе - скольжение по клинку
17. Купе-отсечь - перенести скольжением свой клинок на другую сторону
клинка противника через острие.
18. Ассо - битва, схватка.
19. Репри (или ремиз) - возобновленный удар, необязательно тот же.
20. Вольт - защита от наносимого удара движением.
21. Кроазе - выбивание шпаги противника вскользь, мгновенным ударом
по ее слабой части.
22. Батман - удар по клинку.
23. Рипост - ответный удар или ответный укол после парирования или
ухода движением с линии удара противника.
Приведенные термины заимствованы из французского языка. В фехтовании
их использовали для обучения бою на любом виде холодного оружия. Некото-
рые из них не вышли из употребления по сей день.

Аватара пользователя
Тимофеев Виктор Иванович
Сообщения: 1789
Зарегистрирован: 08 апр 2011, 12:42
Откуда: РОССИЯ, Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: ФЕХТОВАНИЕ НА ШПАГАХ И САБЛЯХ

Сообщение Тимофеев Виктор Иванович » 09 мар 2012, 08:53

О способах обезоруживания противника Фишер сообщает:
"Вышибка производится сильным ударением снаружи по клинку противника,
когда он держит руку вытянуто и туго. Чтобы вышибить у него рапиру из
руки надобно сколько можно тело отворотить и держать назад, руку иметь
свободную, конец шпаги немного повыше обыкновенного и вне меры, чтобы не
иметь опасности от прямого времянного удара.
О ВЫШИВКЕ ПОСЛЕ ОТБОЯ
Сей способ вышибать есть лучший потому что он менее подвергает опас-
ности; чтобы cue сделать, отбивши просто или контрквартом примечай, если
противник встает к обороне вытянувшись, то перенеси ударяя проворно и
сильно по его рапире и коли квартом сверх рапиры.
О ЛЕГИРОВАНИИ ИЛИ ВЫШИБКЕ КРОЛЗЕ
Легировать шпагу, значит пристать к оной, обротя кисть ногтями вниз;
ударь крепко острием своей шпаги по шпаге противника и обведи крепкую
часть своей шпаги около слабой части шпаги противника, дабы оную выр-
вать. Cue средство обезоружить есть лучшее и единое, которое должно
употреблять ежели противник не встает, ибо оно нимало не подвергает; и в
случае неудачи, по крайней мере выгодно оно тем, что хотя и не вышибает,
то довольно его откроет, чтобы можно было уколоть".
После окончания подготовительного учебного курса мастер предлагает
ученикам приступить к "ассо":
"Ассо есть представление сражения со шпагами, в коем употребляешь на
противника все удары и все отбои, коим научился, стараясь один другого
обманывать финтами, дабы тронуть или отбить удары".
Последователи французской классической школы на какой-то период отка-
зались от уколов в нижнюю часть тела, мотивируя это тем, что убить врага
такой удар не может, а риск при этом быть пораженным велик. Базанкур в
книге "Тайны шпаги" сетует по этому поводу:
"Очень нехорошо и безрассудно то, что в настоящее время не принято
защищать нижнюю часть тела и на нее не обращается никакого внимания во
время фехтования; в серьезном же бою или во время сражения, противник
может нанести в эту незапрещенную часть смертельный удар".
Вальвиль в работе "Рассуждение о искусстве владеть шпагой" предлагает
вернуться к старой итальянской школе, где использовались как рубящие,
так и колющие удары:
"Шпага есть ужаснейшее холодное оружие после штыка, потому что соеди-
няет острие трехгранной шпаги и лезвие сабли".
В этих рассуждениях был свой резон, так как автор предлагал приемы
для боевых действий; в таких условиях было целесообразно уметь не только
колоть, но и рубить.
Но в целом направление развития шпажного поединка в дальнейшем не из-
менялось, и трансформацию этого вида схватки можно увидеть в современном
спортивном фехтовании на шпагах или рапирах.
Бленджини дает несколько советов по работе шпагой:
"1. При фехтовании шпагой требуется только прямой удар лезвием.
2. Необходимо заставлять учеников работать на линиях высоких и низ-
ких.
3. Не надо забывать, что нападение и отражение только тогда бывают
хороши, когда соединяют в себе: обладание шпагой; взгляд, соображение,
быстроту и точность.
4. Шпагой надо колоть, а не рубить.
5. Следить за шпагой противника во всех его движениях.
6. Не атаковать защищенную линию, только открытую, так как удар по
железу отражается без намерения противника, потому что рука его находит-
ся в оборонительном положении простым оборотом кисти.
7. Не атаковать на расстоянии, недосягаемом от противника.
8. Нанести удар в ту минуту, когда он занят приготовлением к атаке.
9. Использовать двойные атаки.
10. Атаковать очень быстро".
Вообще, эти советы годны для фехтования любым видом холодного оружия,
разница состоит только в диапазоне применяемых ударов.


Вернуться в «Фехтование клинковым оружием и подручными средствами»