Часть 11. Описание реального Стиля фехтования и рукопашного боя МУТО
Традиционной Школы СИН КАГЭ МУТО РЮСтатья на основе материалов из статей на данную тему.
Очень часто, интересуясь используемым нами Стилем «МУТО» (Путь Пустоты) , фехтовальщики, реконструкторы и специалисты БИ в первую очередь соотносят его с мастерством боя легким клинковым или коротким оружием, который ведется преимущественно уколами или рукопашным боем с применением различных подручных средств, в т.ч. без оружия против вооруженного нападающего.
Стиль же «МУТО» более известный как «Маробаси» и впервые примененный в XV веке японской Традиционной Школой фехтования кендзюцу «Kage ryu», или как хорошо известный испанский Стиль «La Destreza» ХVII века, считаемый вершиной фехтовального мастерства, незаслуженно в свое время забытый (см. Фильм «1612. Хроники смутного времени»,
http://shipovnik.boom.ru/fencing/destreza/index.html), или как китайский тайцзи-цюань «Чэнь» XV века и некоторые другие старые филипинские стили, ОБЪЕДИНЯЕТ ТОЛЬКО ОДНО - универсальность ведения боя.
Манера названных Cтилей не основана на безусловном преимуществе уколов над рубящими ударами. Это представление сформировано скорее традициями дуэльного фехтования и предвзятым отношением дуэльных школ к универсальной системе фехтовальной подготовки, выстроенной в первую очередь в военных целях.
Разнообразие военного холодного оружия должно было рано или поздно сформировать особую систему взглядов, которая могла бы учитывать общие закономерности, в том числе и на уровне тактики. Поэтому первоначально СИСТЕМА «МУТО» несла в себе черты универсального вооруженного единоборства, в котором учитывались как возможности различных видов оружия, так и бойцов.
В отличие от других систем фехтования «МУТО» базируется на движениях тела (яп., тай-дзюцу) и перемещении тела (яп., тай-сабаки), а не только на технике (яп., дзюцу). Это значит, что движения – гармоничные действие тела управляющего оружием. Все приемы (яп., вадза) в «МУТО» формируются культурой телодвижений и их комбинациями, составляющих техническую основу. Как в музыке, где всего 7 нот, из которых создаются музыкальные шедевры. Некоторые сравнивают ЭТО с танцами, где как они говорят: Каждая позиция изучает отдельно, а потом появляется возможность огромного числа комбинаций, из которых и состоит танец. Вот здесь-то и кроется основная ошибка! Изучать надо не ПОЗИЦИИ (яп., камаэ), а технику ПЕРЕМЕЩЕНИЙ (яп., таи-сабаки) из одной позиции в другую.
Наше фехтование основывается на различных комбинациях телодвижений и связанных с ними техник и приемов. Специфическим образом выстроенное объёмное пространство, довольно трудное для понимания и освоения непосвященному человеку, предполагает, что движения фехтовальщиков имеют общую структуру, размерность и объем, которые можно прогнозировать. В «МУТО» «МАРОБАСИ» - магический «круг» или вернее сказать ШАР, это не определенное постоянное место, границы которого можно спроецировать на пол. Воображаемый объемный ШАР «МАРОБАСИ» (идентичный с концепцией Инь и Ян) движется вместе с фехтовальщиком, когда он вступает в бой, объединяясь и перемещаясь с подобным шаром «нападающего». «МАРОБАСИ» подразумевает динамичное перемещение, выполненное точно и вовремя внутри шара. Границы шара существуют в сознании фехтовальщика (яп., кэндзина). Они откладываются у него на подсознание за годы теоретического и практического психо-физического обучения и применяются в дальнейшем уже спонтанно.
Фехтовальщики других стилей перемещаются из одной позиции в другую обычно по прямой линии, стараясь раскрыть защиту противника или улавливая возможность атаковать в момент, когда противник сам меняет стойку. Фехтовальщики так же атакуют с опережением предпринимаемые на них атаки, когда противник приближается на дистанцию удара, что известно как stesso tempo (яп., сэн сэн–но сэн) , где парирование и атака становились одним целым.
В противоположность этому в «МУТО» не существует защитных позиций. Начальная стойка, которая постоянно с одной стороны удерживает противника от атаки под угрозой близко расположенного острия, с другой стороны провоцирую атаку в «открытую» область (Стратегия «Син Кагэ» – сокрытие своих намерений). Она создает тактические трудности противнику, который вынужден обходить видимую линию обороны, чтобы получить возможность атаковать и не пораниться самому. Атаки не встречаются контратаками, как в большинстве школах, а обыгрываются при помощи перемещений в «защитно-атакующей стойке» с одновременным контролем клинка противника собственным клинком. Это кажется похожим на то, чему учат в некоторых школах, но не совсем так или даже совсем не так в большинстве случаев. Разница в том, что адепт Син Кагэ Муто рю подстраховывает свою защитную позицию, уходя с линии атаки противника (аналогично японскому Син Кагэ Стилю, или китайскому тайцзи-цюань Чэнь Стилю, или старому филипинскому Эстило Де Фондо), а не атакует против атаки (аналогично японскому Катори и многим другим Стилям, в т.ч. филипинскому Ларго Мано). Это похоже на то, как торреро поступает с атакующим быком. Когда животное бросается вперед, он уклоняется с линии атаки по траектории касательной перемещающейся по окружности, чтобы не попасть под натиск быка и втыкает бандерильи (длинные украшенные дротики) или эсток в быка в одной непрерывной последовательности движений, из которых складывается его техника.
В то время как многие, в т.ч. итальянские фехтовальщики считали, что лучший способ защиты это контратака, Принцип «МАРОБАСИ» основан на другой Стратегии.
Хорошим объяснением и подтверждением универсальности манеры и стиля боя «МАРОБАСИ» является концепция сражения бойца против защищенного доспехом война, тореадора против более сильного натиска быка. Таким образом, исходя из позиции, парируется активная атакующая часть нападающего до момента, где его сила перестает действовать с одновременным направлением собственной силы в незащищенную и неактивную область – Принципы Инь и Ян, Пустое и Полное.
Значение же позиции с угрозой острия было заключено в специфическом тактильном навыке, который позволял предупреждать любые атакующие действия противника оружием на самой ранней стадии и на максимальной от себя дистанции, так называемая техника ВЕЕРА. Угроза острия была побочным и не основным достижением тактической схемы. Общеизвестно, что на начальной стадии любое движение оружием меньше сопротивляется помехам и его можно ослабить или нарушить более легким усилием. Вот, что на данную тему писал Сальватор Фабрис в 1606 году в трактате «De lo Schermo» утверждает, что «...единственной надежной манерой боя является встречать клинком тело противника в момент, когда он бросается вперед. Испанские же фехтовальщики считали, что лучшая защита, это убрать тело от атаки, одновременно перемещая оружие к оружию противника, таким образом, перекрывая линию атаки сцепкой либо оппозицией или просто размещая оружие так, чтобы воспрепятствовать атаке.» Судя по этим описаниям подобная манера боя сложилась не на технике преимущественного укола, а гораздо раньше, и является универсальной, равно пригодной как для тяжелого рубящего, так и для легкого колющего оружия.
Есть еще одна отличительная особенность между нашем Стилем боя «МУТО» и стилями других школ, и она в управлении оружием и акцентах в методах преподавания.
В большинстве Школ удары и уколы классифицировались в зависимости от направлений, по которым они нанесены, например: диагональные рубящие удары (squalembrato, кэса), удары сверху вниз (fendente, мэн учи ), уколы сверху вниз (imbrocatta, цуки) и снизу вверх (stocatta, цуки агэ). В «Маробаси» и «Дестрезе» удары классифицируются в зависимости от движений, выполняемых фехтовальщиком, а не по направлению. Удары от плеча (arrebatar, кансэцу), локтевые удары (medio tajo, хидза), удары кистью (mandoble, котэ). Уколы (esotcadas, цки) вообще не классифицируются. Они выполняются под любым углом в зависимости от положения оружия и тела фехтовальщика относительно противника. В защитных действиях самим оружием так же существует заметный контраст. Итальянские школы того времени никогда не давали ясного определения защитных действий (парирований), но четко указывали на необходимость сорвать или блокировать атаку. В МАРОБАСИ и Дестрезе ясно излагаются приемы защиты оружием, как способы перенаправления, или отклонения атакующего оружия с помощью клинка фехтовальщика. Позиции не описаны и не пронумерованы. Они могли применяться бесконечным числом способов. Однако все они должны были обеспечивать встречу клинка противника сильной частью своего клинка или гардой. Эта техника называлась Desvio (Мунэ). С точки зрения рубящей манеры боя, описанные моменты могут найти простое объяснение. Гражданское дуэльное фехтование оказалось наиболее распространено в сравнении с военным стилем, подразумевавшим неравное оружие и неравные условия боя. Бой незащищенного бойца против тяжеловооруженного воина в латах не мог восприниматься как главная цель обучения искусству фехтования, ведь в добровольных поединках заведомо неравные условия исключались либо маскировались. Без защитного снаряжения тяжелое рубящее оружие перестает давать явное преимущество, соответственно отпадает необходимость выполнять силовые атлетические атаки, рассчитанные на преодоление брони или веса тяжелого рубящего клинка у противника при выполнении им защит. Удары причиняют достаточно серьезные раны при попадании по «голому» человеку. Получается, что итальянский стиль уравнял по силе удары и уколы (поэтому учитывал только их направления), а испанский стиль Дестрезе и японский МАРОБАСИ не нуждался в нумерации защит, поскольку разная сила атаки в сочетании с общим телодвижением являлась более важным показателем действия, чем его направление. О том что нумерация защит – это явление к которому надо подходить с осторожностью, утверждает и Дж.Клементс, современный реконструктор фехтования. «В рубящей манере боя «чувство оружия» и знание размерности усилий не могут быть заменены обобщенными защитами по принципу перегораживания направления атаки из более поздних видов фехтования легким клинком. Возможно, именно об этом идет речь в распространенных описаниях Дестрезы, которые тем не менее продолжают восприниматься упрощенно. »
Мы знаем, что фехтовальщики прошлого видели важность проблемы сохранения традиций рубящей манеры фехтования, благоприятной для военных целей. Примером таких взглядов можно считать Сильвера, который открыто протестовал против моды в фехтовании, устанавливающей приоритет «дуэлей» над «сражениями».
Руководитель «Академия Кобудзюцу и Айкидзюцу»
Глава/Преемник «Син Кагэ Муто рю»
Мастер международного класса 6 Дан
Тимофеев В.И.