ТЕОРИЯ ТАЙЦЗИЦЮАНЬ.

Аватара пользователя
Тимофеев Виктор Иванович
Сообщения: 1788
Зарегистрирован: 08 апр 2011, 12:42
Откуда: РОССИЯ, Санкт-Петербург
Контактная информация:

ТЕОРИЯ ТАЙЦЗИЦЮАНЬ.

Сообщение Тимофеев Виктор Иванович » 25 май 2011, 10:57

ТЕОРИЯ ТАЙЦЗИЦЮАНЬ.

"Благодаря своей бесконечной природе движение мысли неизмеримо быстрее, чем движение тела. Те, кто осознал ощущение таковости, сохраняет в себе радость от беспредельности времени и пространства. Однако, лишь начав с познания себя полностью, они могут сделать свой первый шаг в таковость". - Из книги Чин Фансёна "ИЛИЦЮАНЬ". (Перевод И.Попова.)

Благодарности.

Бесконечная благодарность Грандмастеру Чин Фансёну основателю Илицюань, боевого искусства основанного на совершенном знании биомеханики человека, его психомоторики и энергетики, за создание методики и обобщение основополагающих принципов, изложенных образами современного языка. Именно он стал вдохновителем работы над этой методичкой, в которой рассматриваются принципы Тайцзицюань, древнейшего внутреннего боевого искусства Китая, и используются современные понятия для их описания.
Моему Учителю Грандмастеру Ван Сяну, принесшему в нашу страну линию передачи стиля Чень Тайцзицюань от величайшего мастера Чень Факэ.
Моему другу и спарринг партнеру Роману Романову за наглядный пример трудолюбия и упорства в достижении мастерства (настоящего гунфу) и интереснейшие совместные исследования искусства Тайцзи.
Друзьям и ученикам, без вас это было бы не возможно.

Предпосылки.

В дошедших до нас текстах и записях старых мастеров внутренних стилей и Тайцзицюань в частности, для описания принципов, методов и способов тренировок и практики широко использовались образы соответствующие их эпохе и их времени. Что не удивительно, во-первых, еще не существовало научного и методологического подхода в описании физических упражнений, а во-вторых, они жили ближе к природе, образами которой и описывали в целом свое миропонимание. В дальнейшем изложенные ими образы и понятия переписывались из одной книги в другую различными авторами, и дошли до нас в первозданном виде, что хорошо для сохранения традиции в чистом виде, но никак не хорошо для успешного обучения. Не буду приводить примеры, их вы без труда найдете, если еще не находили в любой из множества книг о Тайцзи, там и тигры с медведями, и драконы с лошадьми, и повелители с чиновниками, и луки со стрелами, и казаны для плова. Возьму один, но основополагающий принцип для этого искусства, который всегда описывался как «наматывание шелковой нити». Кто из вас знает, как наматывать шелковую нить на маленькое веретено, когда разматываете созревшую куколку гусеницы-шелкопряда. А?... В те времена в Китае знали и умели это делать практически все, ну или им могли это показать и дать попробовать. Сейчас этот принцип можно ощутить на игрушке-тренажере продающейся в спортивных магазинах, основанной на принципе гироскопа с шестью степенями свободы. Это шарик, у которого внутри сфера с гироскопом, используется для разработки сустава запястья у спортсменов, и который раскручивается только непрерывным трехмерным усилием. Получается что у каждого Времени свои образы и понятия для описания, одних и тех же процессов.
Здесь вам предложена структурированная система принципов, лежащих в основе Тайцзицюань, систематизированная из различных источников описывающих данные процессы, в том виде как их понимали известные мастера.
На современных образах – пружина, шар, трехмерность, плоскость, вектор, импульс, гавитация.
Основополагающие Принципы Тайцзицюань.

1. РАСКРЕПОЩЕНИЕ.

1.1. Баланс Инь – Ян в теле. Их согласованность. Чем больше Ян, тем больше Инь.

Именно раскрепощение, а не расслабление как этот принцип обычно переводится. Расслабиться мы можем только в лежачем положении, в йоге есть даже такая ассана, называется «поза трупа». В вертикальном положении, а тем более, когда человек стоит на ногах, полностью расслабиться не возможно, просто упадешь. И чтобы не упасть, необходимо все-таки напрягать достаточное для этого количество мышц. И как классифицировали их в Китае эти мышцы относятся к Ян-ской стороне тела. Здесь мы сталкиваемся с первым специфичным понятием. Инь и Ян. Все на свете имеет в себе эти оба качества, в том числе и тело человека разделено на Ин-скую и Ян-скую стороны. На руках, как и на ногах одна сторона принадлежит Инь, другая Ян, так же и туловище. Как все это запомнить. Просто. На «западе» мышцы тела человека делят на сгибатели и разгибатели, что полностью соответствует образному дуализму традиций востока. Сгибатели находятся на Инь-ской половине тела и конечностей, я разгибатели на Ян-ской. Соответственно стоим, то есть стремимся не упасть, на разгибателях, то есть в тонусе Ян-ские мышцы. Таким образом, имеем следующее: раскрепощение стоя осуществляется за счет достаточного напряжения Ян-ских и расслабления Инь-ских частей тела. Или баланс Инь – Ян. Такой, что если мы напряжем мышцы Ян немного больше, мы начнем тянуться, или станем жесткими, а если расслабим сильнее Инь, то «скомкаемся», или станем немощными. В этом и заключается баланс Инь-Ян на телесном уровне, и воспринимается через собственное ощущение отсутствия, как расслабления, так и напряжения одновременно.
Следующий уровень это согласованность обоих усилий. Надо понимать не только напряжение Ян как усилие, но и расслабление Инь. Здесь усиливая Инь или расслабление, мы будем ощущать стекание энергии (веса) вниз, под действием силы тяжести (гравитация). И увеличивать усилие Инь мы можем именно этим ощущением. А под согласованностью имеется в виду постоянная модульная равность величин усилий, изменилось одно, вместе с ним изменилось другое.
Чем больше Ян, тем больше Инь. При максимальной физической нагрузке это сделать совсем непросто. Данное умение нарабатывается долгими тренировками и является следующим уровнем мастерства. Стремиться надо к сохранению энергетического баланса в теле при любых его величинах. (n*Ян=n*Инь)

2.2. Раскрытие суставов. Ни один сустав не закрыт. Все суставы растянуты, либо усилием Ян, либо усилием Инь.
Как нам известно, опорно-двигательный аппарат состоит из твердых костей и гибких сочленений или суставов. А сустав всегда принадлежит предыдущей и следующей кости и связан сухожилиями, а внутри заполнен мягкой хрящевой тканью и суставной жидкостью. При длительных и сильных нагрузках сдавливающих сустав, он «портится», теряется эластичность, стирается ткань, кончается жидкость и т.д. То есть понятно, что сжатие, «закрытие» суставов вредно для здоровья и уменьшает его подвижность, закрепощает. Нам же надо понять процесс раскрепощения. Так вот «раскрытие» суставов имеет к этому процессу непосредственное отношение. Растягивая сустав за счет внутреннего сухожильного усилия, мы удаляем на микроны (и кое-где на миллиметры) косточки друг от друга, увеличивая между ними зазор, сохраняем в целости хрящевую ткань и способствуем накоплению синодальной жидкости до нужного уровня. Как я всегда шучу, в тайцзи хорошее здоровье, это побочный эффект. Занимающиеся убеждаются в этом очень быстро.
Итак, раскрытие суставов необходимо для более качественного раскрепощения.
Ни один сустав не закрыт. Специфическое состояние раскрытия суставов ощущается как внутренняя растянутость во всех направлениях, но не за счет мышечного усилия. Раскрытие суставов осуществляется за счет усилий описанных в предыдущем пункте. А именно, растяжение направленное от нижней косточки к верхней (упирание в нижнюю и подъем верхней) осуществляется усилием Ян, а растяжение направленное от верхней косточки к нижней (удержание верхней и свисание нижней) осуществляется усилием Инь. А точнее оба усилия присутствуют в каждом суставе, распознавать их значит обладать высоким уровнем.

2.3. Перемещение (движение) за счет сбалансированного перетекания Ян в Инь и обратно, в теле, а не за счет силы.
Перемещаемся мы, естественно, переставляя ноги, кто как может. Походка у всех разная, бегаем мы тоже каждый по-своему. Но наша задача сохранить баланс Инь-Ян, не только в статике, но и в динамике, перемещаясь. Для сбалансированного перемещения, вначале вес и устойчивость переносится в одну ногу полностью, а другая «пустой», то есть без напряжения, переставляется, делается шаг, на естественную величину. Шаг делается таким образом, что стопа ставится еще пустой, а когда возник контакт с землей, начинается перетекание веса из опорной ноги. И так далее. Естественно с раскрытыми суставами, то есть раскрепощено. С учетом того что, даже поставив, пустую ногу вперед ,мы не обусловлены перетекать туда весом, мы можем легко ее забрать и поставить в любом другом направлении.
Отличие от обычной ходьбы в том, что нога, которой мы делаем шаг, излишне наполнена силой и мы, ставя ее, стукаем ею по земле, чеканя шаг. Либо падаем на неё своим весом, и для того чтобы она не подкосилась, заранее её напрягаем. То есть движение обусловлено и инерционно. В нашем же случае мы идем как будто по тонкому льду, щупая перед собой дорогу. Именно так передвигаются кошачьи на охоте, они вытягивают лапу вперед, касаются ею земли, и, зацепив Землю, подтягивают ее к себе, тем самым перемещаясь. Понаблюдайте за кошками, они Тайцзи знают в совершенстве.
То есть любое перемещение осуществляется за счет сбалансированного перетекания веса с одной ноги в другую, это раскрепощенное перемещение, в котором полностью отсутствует обусловленность и инерционность направления.

Дополнение:


Что достигается за счет раскрепощения.
Быть расслабленным (* раскрепощенным – А.С.) значит быть мягким, способным поддаться, поглотить и высвободить энергию. По своей природе, структура тела состоит из Инь и Ян. Внутренняя энергия перетекает из Инь в Ян и из Ян в Инь. Это постоянно текущий цикл.– никакой силы вообще – свободное свисание. Инь и Ян Энергия приходит из цикла расслабления и состоит из четырех этапов.
а. Сун (расслабленность) находятся в равновесии. (* раскрепощенность – А.С.)
б. Жуань (мягкость) – используемая сила обладает равновесием инь и ян, и является настолько мягкой, что вы можете двигаться безо всякой силы.
в. Жоу (эластичность/гибкость) – мягкость и гибкость с нарастанием силы вращения (как резиновый жгут, и обладающая свойством прилипания)
г. Цзинь (сила вибрации) – энергия (сила импульса - А.С.)

(Из книги Чин Фансёна "ИЛИЦЮАНЬ". Перевод И. Попова)


2. ВЫСТРОЕННОСТЬ (СТРУКТУРА).

2.1. Вертикальность внутреннего вектора силы тяжести и направленность его в Центр стоп.
Известно, что вертикальность на Земле обусловлена вектором силы тяжести. А устойчивость любого предмета определяется попаданием вектора силы тяжести в вертикальную проекцию на землю его центра масс. Исходя из этого, устойчивость положения тела в пространстве определяется точностью попадания вектора веса в центры стоп, которые определяются субъективным ощущением как точки. Центр стоп это индивидуальное для каждого место (точка) на стопе в котором возможно уравновесить вектор собственного веса, и зависит от телосложения (от вашего индивидуального центра масс). Если вектор веса отклонен вперед или назад, то мы ощущаем напряжение по передней либо по задней поверхности ног, или падаем, когда вектор веса вышел за стопу.

2.2. Выравнивание. Последовательное расположение суставов и сочленений в теле, сообразно внутреннему вектору силы тяжести, не допускающее перекосов и смещений, от стоп до макушки. (Стопка тарелок).
Достигается постоянным наличием «макушечного усилия». Или раскрытием суставов позвоночника, когда мы как будто подвешены за шею, за макушку, а все остальное просто весит вертикально вниз, под собственным весом. Ощущение этого подвешивания, или выравнивания, достигается раскрепощением. Дело в том, что в обычном своем состоянии человек не слышит зажатостей и закрепощения в своем теле, буквально привыкая к ним и считая это естественным и нормальным. Это сколиозы, сутулости, перекос плеч, прогиб в пояснице и т.п.
Необходимость этого обусловлена амортизацией импульса идущего от стоп к точке контакта при перекосе или смещении в позвоночнике, или в других суставах. Доставка импульса силы без потерь возможно только при взаимосвязи «верха и низа», что достигается выравниванием.

2.3. Структура столбового стояния.

2.3. Укоренение.

Непрерывное чередование спирального усилия сжатия (Инь) в одной стопе и расширения в другой (Ян). (см. п. 3) С амплитудой в покое (в статике или когда стоим на месте) стремящейся к 0, но отличной от 0. Другими словами или во внешнем проявлении, укоренение это осознанная повышенная устойчивость в стопе с непрерывной готовностью прыгнуть, оттолкнувшись от неё. Еще укоренение это сжатая пружина в одной стопе и разжатая в другой. Разжатая пружина – хочет сжаться, сжатая – распрямиться, отпущенная – стремиться к покою. Покой пружины и есть раскрепощение.
Причем спиральное усилие сжатия (расширения) проходит через центр стопы, и проецируется, отражается в землю, такие рисунки можно встретить в древних текстах по тайцзи. Отсюда и возникло понятие укоренения, как будто из стоп выросли корни.

2.4. Соответствия.
Помимо вертикальной выстроенности и структурного соответствия частей тела друг другу, а именно кистей-стопам, локтей-коленам и плеч-куа (паховым складкам), еще очень важно понимать через что осуществляется это соответствие, или взаимосвязь.
Связь стоп с кистями осуществляется через Минмэнь (выпускание) и Дань Тянь (вбирание). Обусловлено сагиттальной плоскостью.
Связь локтей с коленями осуществляется через плавающие ребра. Обусловлено фронтальной плоскостью.
Связь плеч с куа осуществляется через вращение куа, а весь корпус единое целое. Обусловлено горизонтальной плоскостью.
Это значит, что прохождение импульса в определенные части тела осуществляется наиболее эффективно именно в соответствующих плоскостях.

2.5. Погруженность.
Ощущение Нижнего Дань Тяня центром массы тела, путем помещение в него внимания. Погружение собственного веса в Дань Тянь. Основная ошибка, приводящая к нарушению этого принципа, это поднятие груди вверх. Погруженность определяется внешне стеканием груди вниз, стеканием плеч вниз, поджатием плавающих ребер и наполненность Дань Тяня.
Всегда при движении впереди вбирает, сзади выпускает или впереди тянет в землю, сзади толкается от земли – как будто катится шар (см. п.4).

3. СПИРАЛЬНОЕ ВРАЩЕНИЕ. (Шунь – Ни).

Спиральное вращение основано на непрерывном трехмерном вращении, последовательном чередовании трех плоскостей, но отличается от него тем, что постоянно пульсирует, сжимаясь или расширяясь. Таким образом, добавляется энергетическая составляющая вращения, а именно импульс, создаваемый сменой направления пульсации (сжатия и расширения).
Спиральное (трехмерное) вращение бывает либо со сжатием (хэ) – это шунь, либо с расширением (кай) – это ни.

3.1. Три плоскости вращения.
Сагиттальная, горизонтальная и фронтальная. (Их описание)

3.2. Последовательное чередование плоскостей в трехмерном вращении.
Хотя на этапе знакомства мы рассматриваем каждую плоскость в отдельности, при естественном движении они отсутствуют, или время точного пребывания в каждой из них стремится к нулю. Мы живем трехмерном мире и все наши движения трехмерны. Тем более они трехмерны в спиральном движении. Но для наибольшей эффективности в плане сохранения энергии импульса движения нам необходимо рассмотреть принципы смены плоскостей или трансформации одной в другую. Здесь есть определенная закономерность, а именно принцип «трех стаканов». Представьте себе три стакана поставленные вкруг. Наполните один водой. И начните движение воды по кругу, из стакана в стакан, путем непрерывного переливания из стакана в стакан. Что мы получим? Мы получим непрерывный процесс перетекания воды, в котором учувствуют два стакана, один опустошается, другой наполняется, а третий всегда пустой, и т.д. Вот на таком примере я пытаюсь объяснить принцип сохранения импульса (энергии), в данном случае течения воды. Но все аналогично. В трехмерном вращении, которое сохраняет импульс (инерцию, энергию) тоже перманентно задействовано две плоскости, а третья отдыхает. И они постоянно меняются своими функциями – затухания, наполнения и отдыха. То есть трехмерное вращение в тайцзи это непрерывная смена (или переход) плоскостей, так чтобы за один полный оборот поучаствовали все три плоскости. Движение всегда происходит между плоскостями и никогда, в какой либо их них. Пример: движение в горизонтальной плоскости, достигнув максимума, начинает затухать, а в сагиттальной набирает силу. В сагиттальной плоскости, достигнув максимума, начинает затухать, а во фронтальной набирает силу. Во фронтальной плоскости, достигнув максимума, начинает затухать, а в горизонтальной набирает силу. И все с начала. И конечно необходимо отслеживать точки перехода через чистые плоскости, в которых положение тела и рук регламентировано определенным образом (см.п.3.1.)

3.3. Превращение трехмерного вращения в спиральное вращение за счет добавления кай и хэ.
Трехмерное вращение превращается в спиральное наматывание, или разматывание, за счет добавления сжатия и расширения. Кай и хэ.

3.4. Включение в спиральное вращение всех сочленений последовательно от Дань Тяня к конечностям.

Здесь рассматривается уже не просто спиральное вращение всего тела, а последовательное включение во вращение всех сочленений (суставов) тела от центра (Дань тянь) к периферии (кисти, стопы). Это можно назвать принципом кнута, длинного кнута, на нем очевиднее. Когда мы берем кнут и замахиваемся, то включение в движение происходит не одновременно по всей длине кнута, а с некоторым запаздыванием, как бы передаваясь по «цепочке». Или другим языком говоря, каждое удаленное от Даньтяня подвижное сочленение (сустав), включается во вращение с отставанием по фазе, на величину прямо пропорциональную его удаленности от центра вращения. А именно, плечевой сустав во вращении будет в более близкой фазе к центру (Даньтяню), чем локтевой и тем более, чем запястье. На всей протяженности нашего тела достигается максимальное отставание равное 120 градусам. Или если Даньтянь вращается определенной плоскости, то запястье еще работает в предыдущей, и оно перейдет работать в текущею плоскость, когда Даньтянь будет уже в следующей.

4. ЦЕНТР ВНУТРЕННЕГО ВРАЩЕНИЯ - ДАНЬ ТЯНЬ.

4.1. Спиральное вращение генерируется в Дань Тяне, это основа всех движений.

4.2. Сжатие и раскрытие пружины – мягкость и жесткость. Раскрепощение, живость, упругость и встряхивание.

4.3. Непрерывность спирального вращения. Смена быстрого и медленного, без остановок. Пульсация скорости.

4.4. Перетекание. Сочетание пустого и полного, и взаимно перетекание. Легкость и погруженность (собственного веса) во вращении. Пульсация веса.

4.5. Симметрия. Единство усилия.
Когда есть кай в одних частях тела, всегда есть хэ в других. Единое (не разорванное) усилие в конечностях. Как будто одна рука тянет, другая толкает, а на самом деле, единое структурированное усилие идущее из Дань Тяня к конечностям посредством выстроенности тела.

4.6. Особое внимание выдоху – нет спертости в груди.


5. ПРИНЦИП ШАРА.

5.1. Движется одно, движется все.
Это сочетание правого и левого, верха и низа, движения вперед и назад. Как вращающийся шар не распадается во время вращения, если у него одна сторона начала двигаться, другая сразу движется в противоположную сторону. Причем и скорость и сила вращения одинаковы по величине и противоположны по направлению.

5.2. Сжатие и расширение происходит с сохранением принципа шара.
Величина сжатия и расширения ограниченна именно сохранением этого принципа. То есть если вы расширились до такого состояния, когда уже не возможно удерживать внутреннее единство соответствий, вы рассыпались. И, наоборот, при сжатии – вы скомкались. Именно этот принцип определяет пределы пульсации вашего объема.


6. НАПОЛНЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ ЭНЕРГИЕЙ. МОЩЬ.

6.1. «Наматывание шелковой нити».
Удержание непрерывного спирального внутреннего усилия в движении с использованием всех предыдущих принципов.

6.2. Развитие внутренней силы упругости (пен), создаваемой за счет сжатия Дань Тяня и увеличение его внутреннего давления.

6.3. Наполнение упругостью всей структуры и поддержание ее в динамике.

6.4. Фацзин.
Взрывное высвобождение внутренней силы упругости, за счет передачи импульса, возникающего при резкой смене направления спирального усилия расширения-сжатия, от центра (Дань Тяня) к периферии (точке контакта), через выстроенную динамическую структуру тела, при максимальное его раскрепощении.

7. Центры масс. Первый принцип для работы с противником.

7.1. Центр масс, собственный и противника.


8. Пассивное внимание.

Алексей Сощенко taichi-spb.ru/teoriytaichi.html
В.И.

P.S.
Комментировать и создавать свои темы Вы сможете после КОРРЕКТНОЙ регистрации на форуме, а именно, написав свою Фамилию, Имя по-русски, логин по-английски и загрузив свою личную фотографию (а не чужой аватар), см. ПРАВИЛА ФОРУМА.

Аватара пользователя
Тимофеев Виктор Иванович
Сообщения: 1788
Зарегистрирован: 08 апр 2011, 12:42
Откуда: РОССИЯ, Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: ТЕОРИЯ ТАЙЦЗИЦЮАНЬ.

Сообщение Тимофеев Виктор Иванович » 09 ноя 2011, 08:49

Тайцзицюань семьи Чэнь

Чэнь Вантин родился в деревне Чэньцзягоу провинции Хэнань в конце XVI века и был произведен в армейские офицеры в провинции Шаньдун в 1618 году. В родные края он вернулся в 1644 году, в год падения династии Мин. На основании трактата Ци Цзигуана "Новая книга записей о достижениях", теоретических работ Ван Цзунъюэ и методов боя, изученых им в армии, он создал новый стиль ушу.

Отличительными чертами нового стиля были следующие:

* Чэнь Вантин соединил действия рук, корпуса, глаз и шаги с даосскими методиками даоинь (вскармливания внутренней силы) и туна (дыхательные упражнения).
* Основными движениями стиля стали дугообразные и спиралевидные, теоретической основной которых стало учение о течении энергии ци по системе меридианов цзин-ло.
* Принципиально новым видом тренировки стало туйшоу (толкание руками), вырабатывающее чувствование направления усилия противника и умение использовать его в своих интересах.
* Аналогичный вид тренировки был разработан и для боя на копьях - т.н. "склеенные копья".
* Чэнь Вантин соединил теорию боя, описанную Ци Цзигуаном, философское учение об инь-ян и медицинское учение о каналах и коллатералях. Это дало толчок дальнейшему развитию теории ушу и осмыслению "внутренних" аспектов боевого искусства, о которых до этого обычно не говорили.

Стиль Чэнь Вантина состоял из пяти комплексов тайцзицюань:
1. комплекса паочуй (пушечные удары)
2. комплекса чанцюань (длинный кулак) из 108 форм.
Кроме того в новый стиль входили
3. "18 способов алмазного захвата",
4. приемы поединка
5. методы "коротких ударов".

Пять поколений спустя основными мастерами были Чэнь Чансин (1771-1853) и Чэнь Юбэн. Чэнь Юбэн свел стиль к двум комплексам - "тайцзицюань" и "паочуй", которые ныне известны как 1-й и 2-й комплексы тайцзицюань семьи Чэнь. Стиль, созданный Чэнь Юбэном, стали называть сяоцзя - "малый стиль", а старый, которому обучал Чэнь Чансин, стали называть лаоцзя - "старый стиль".
В.И.

P.S.
Комментировать и создавать свои темы Вы сможете после КОРРЕКТНОЙ регистрации на форуме, а именно, написав свою Фамилию, Имя по-русски, логин по-английски и загрузив свою личную фотографию (а не чужой аватар), см. ПРАВИЛА ФОРУМА.

Аватара пользователя
Тимофеев Виктор Иванович
Сообщения: 1788
Зарегистрирован: 08 апр 2011, 12:42
Откуда: РОССИЯ, Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: ТЕОРИЯ ТАЙЦЗИЦЮАНЬ.

Сообщение Тимофеев Виктор Иванович » 09 ноя 2011, 09:09

Что такое Тайцзи-цюань!

Тайцзи-цюань – внутреннее искусство взращивания силы. В переводе с китайского название практики переводится как «кулак Беспредельного» и «беспредельно направленная Сила». За понятием «тай цзи» стоят обширные знания и основы всей китайской космологии – Великий Предел Тай Цзи (taiji), Два Начала Лян И (liang yi), Четыре Формы Сы Сян (si xiang), Пять Элементов У Син (wu xing), Восемь Триграмм Ба Гуа (bagua), а также знания о лунных фазах, переменах и сезонных циклах. Триграммы и гексограммы были для выдающихся мастеров Тайцзи-цюань практическими, реальными энергетическими моделями, изменения которых они понимали и умели наблюдать в себе и во Вселенной.

Тайцзи-цюань наравне с Багуа чжан и Син-И цюань входит в группу практик, обозначаемых в Китае как нейгун (neigong) «внутреннее искусство», что является определенной оппозицией «внешним искусствам» – то есть тем техникам, где основное внимание посвящается последовательностям, движениям и работе тела. Особенность «внутренних искусств» заключается прежде всего в глубине познания не только человеческого тела, но и энергии и духа человека, в привлечении знаний самого широкого круга и высокой ценностью достижений иного, более тонкого характера. Многие практики в своей внутренней сути уходят корнями к древним даосским учениям.

Понятие «тай цзи» во даосских трактатах начала нашей эры рассматривалось именно как синоним Дао – универсального закона всех вещей и явлений, выступая символическим выражением всех возможных трансформаций двух первооснов – Инь и Ян. Тайцзи – Великий Предел всегда являлся одним из ключевых понятий в даосизме: например, одна из высших сфер, где обитали бессмертные небожители, называлась Тайцзи. Даосы считали, что все изменения в мире по своей сути различны лишь во внешних проявлениях, а по своей метафизической сути сводятся к единому Великому пределу, ибо все они проявления Дао.

Однако «социализация» Тайцзи и трансформация духовно-эзотерической концепции в боевое искусство с практически применением произошла гораздо позже, в эпоху неоконфуцианства, которое оформилось на стыке даосизма и конфуцианства в XII—XIII вв. Именно в это время стал формироваться словарь знакомых нам теперь понятий и названий, структурировались и закреплялись количественные и качественные характеристики практик, которые получили обозначение «схемы развертывания Вели¬кого предела», более четко была проведена дифференциация характера и целевых установок этих направлений.

Практическая реализация космологического понятия Тай Цзи выражается в формах и последовательностях Тайцзи-цюань, которые основаны на 13 принципах движения. Сегодня в мире можно выделить несколько направлений развития тайцзи-цюань – как боевого искусства самозащиты, как оздоровительной гимнастики и как искусства развития тела и энергии. Последнее направление также можно обозначить как «алхимическое», так как оно основано на теории и принципах даосской алхимии.

Центр INBI World следует учениям Тайцзи-цюань школы семьи Чэнь, которая исторически считается наиболее древней и стоящей у истоков развития этого искусства.

Мастера Тайцзи-цюань школы Чэнь

Историю развития Тайцзи-цюань в той форме, которая существует и по сей день, принято связывать с семьей Чэнь, а именно с легендарным основателем Чэнь Бу (Chen Bu) (род. в 1368 г.), выдающимся практикующим и мастером боевых искусств, родом из Шаньси (Shanxi). Известно, что в 1374 году семья Чэнь переехала в провинцию Хэнань (Henan) в место, которое сегодня называется Чэньцзягоу (Chenjiagou), что в переводе с китайского означает «овраг семьи Чэнь».

Линия наиболее знаменитых мастеров стиля Чэнь включает:

Чэнь Вантин (Chen Wangting) (1600-1680) – офицер и выдающийся мастер боевых искусств в эпоху династии Мин. Считается, что он был потомком Чэнь Бу в девятом поколении. Чэнь Вантину приписывается создание Кулака Чэнь (Chen Quan), практики с широким мечом (меч Дао) и техники работы с копьем. Он был широко известен и популярен как борец с бандитами и грабителями, которые досаждали торговым караванам в то время. Помимо высокого мастерства в боевых искусствах, Чэнь Вантин был выдающимся общественным деятелем. В преданиях о Чэнь Вантине говорится, что днем он cовершенствовал свое боевое мастерство, а ночью изучал китайскую литературу и право. Основная заслуга Чэнь Вантина в развитии тайцзи-цюань заключается в том, что он смог вложить их в понимание искусства Тайцзи-цюань, включив в него знания китайской медицины, акупунктуры, дыхательных техник (tuina), системы Дао-инь (daoyin). Считается, что именно Чэнь Вантину принадлежит заслуга создания понятия и упражнений «шелковой нити».

Чэнь Чжансин (Chen Zhangxing) (1771-1853) – представитель четырнадцатого поколения семьи Чэнь. Ему приписывается заслуга синтезирования форм, переданных ему его предшественником. Необходимость изменений была продиктована высокими физическими нагрузками, которые предъявляли традиционные последовательности и адаптации их для практического применения на более массовом уровне).

Чэнь Юбэнь (Chen Youben) – еще один представитель четырнадцатого поколения. Чэнь Юбэну приписывается создание Синь-цзя, или «новой формы» стиля Чэнь Тайцзи, характеризующейся более сложными и «взрывными» движениями, что положило начало делению форм Тайцзи на «старую последовательность» (Laojia) и «новую последовательность» (Xinjia). Позже форма Син-цзя получила также название «малая форма» (Xiaojia).

Чэнь Цинпин (Chen Qingping) (1795-1868) – племянник и ученик Чэнь Юбеня. Чэнь Цинпин продолжил работу над «новой» формой Син-цзя, начатую его учителем. Движения в ней стали более собранными, были добавлены дополнительные круговые движения, чтобы повысить уровень реализации прикладного характера в форме. Считается, что Чэнь Цинпин способствовал развитию стиля другого известного стиля тайцзи-цюань под названием Чжао Бао (Zhao Bao).

Чэнь Синь (Chen Xin) (1849-1929) – представитель шестнадцатого поколения семьи Чэнь. Он был внуком знаменитого мастера Тайцзи-цюань Чэнь Юхэна (Chen Youheng) и братом Чэнь Юбена. В целях развития наследия своих предков Чэнь Синь начал письменно фиксировать положения теории и практические рекомендации по Тайцзи-цюань. За 12 лет он создал четырехтомный труд «Чэньши тайцзицюань тухуа цзян-и» («Наглядное изложение системы Тайцзи-цюань школы Чэнь»), в котором обобщил опыт предшествующих поколений мастеров семьи Чэнь. Этот труд и на сегодняшний день остается основным каноном знаний по тайцзи-цюань.

Чэнь Факэ (Chen Fake) (1887-1957) – первый мастер, начавший преподавать «новую» форму тайцзи-цюань семьи Чэнь за пределами деревни Чэнь. Благодаря строгому контролю семьи и своему прилежанию стал признанным мастером уже в семнадцать лет. Один из немногих великих мастеров, ученики которого до сих пор живы, является одним из самых почитаемых личностей в современной деревне Чэнь.

Чэнь Чжаопи (Chen Zhaopi) (1893-1972) – покинул родовую деревню Чэньцзягоу в 1914 году и преподавал Тайцзи-цюань в самых разных уголках Китая. Именно он в 1928 году пригласил Чэнь Факе преподавать семейное искусство Тайцзи в Пекин. Теория Чэнь Чжаопи отличалась большой глубиной, будучи испытанной десятилетиями практики, и за свою жизнь он написал более четырех книг для занимающихся разного уровня. Чэнь Чжаопи также предписывается создание формы с двумя прямыми мечами.

В 1958 году Чэнь Чжаопи вернулся в Чэньцзягоу, обеспокоенный затуханием семейной традиции Тайцзи-цюань. Его усилия по возрождению Тайцзи-цюань получили позже широкое признание, а воспитанные им ученики – Чэнь Сяован (Chen Xiaowang), Чэнь Чжэнлей (Chen Zhenglei), Ван Сиан (Wang Xi’an) и Чжу Тяньцай (Zhu Tiancai) – известны в народе как «Четыре Стража Будды» Тайцзи-цюань.

Несмотря на преследования во время Культурной революции Чэнь Чжаопи тайно продолжал обучать своих учеников Тайцзи-цюань. Он даже заменил названия некоторых форм Тайцзи на коммунистические лозунги, лишь бы не дать умереть многовековому искусству. Школа и дом мастера Чэнь Чжаопи вдохновили на создание и стали местом Центра популяризации Тайцзи-цюань Чэньцзягоу.

Чэнь Чжаокуй (Chen Zhaokui) (1928-1981) – младший сын Чэнь Факэ. Чэнь Чжаокуй переехал жить к своему знаменитому отцу в Пекин в возрасте трех лет и с восьми лет он начал перенимать семейное искусство. В Пекине Чэнь Чжаокуй стал знаменит как один из первых исполнителей формы Син-цзя. В 1973 году он привез и начал преподавать эту форму в Чэньцзягоу для обучения подрастающего поколения.


Основные направления в Тайцзи-цюань стиля Чэнь

Отличительная особенность Тайцзи стиля Чэнь заключается в многообразии форм движений и глубине энергетической работы, опирающейся на универсальные законы Вселенной. В Тайцзи Чэнь присутствует мягкость и жесткость, округлость и квадратность, замедленность и ускоренность, открывание и закрывание, легкость и наполненность, скручивание и раскручивание.

ШЕЛКОВАЯ НИТЬ

В Тайцзи-цюань стиля Чэнь одним из основных отличий от других стилей Тайцзи является обязательное совершенствование в практике, называемой «шелковая нить» (chan si jin). Свое название эта практика получила в честь тутового шелкопряда, чьи движения внешне напоминают движения данной техники. Принцип выполнения «шелковой нити» лежит в основе выполнения всех форм Тайцзи Чэнь, она является тем самым «фирменным» ключом и знаком Тайцзи, который определяет характерную спиральную основу всех движений.

Функция этой практики – объединение физической и энергетической структуры всего тела и увязывание энергий его частей с центром дан-тянь, что приводит к усилению практики и наполнению движений. Само выполнение «шелковой нити» не требует больших физических усилий, овладеть ей в состоянии даже ребенок или пожилой человек. Однако достижение реального мастерства в этом искусстве требует немалого вложения времени, осознания, усилия и терпения.

Практика «шелковой нити» позволяет увязать все тело, соединяя в единое целое его сосуды и сочленения, при этом со временем усилие из физической плоскости все больше и больше уходит в плоскость энергетическую и духовную. Регулярное практикование «шелковой нити» позволяет человеку выйти на уровень задействования до 99% физического потенциала своего тела, в то время как обычный человек использует не более 40-50% от этого параметра.


ФОРМА ЛАО-ЦЗЯ

Первая разновидность Лао-цзя (Lao Jia Yi lu) (первая «старая» форма) является «прародительской» формой для всех остальных основных стилей Тайцзи-цюань (таких, например, как Ян- и У-стили). Эта форма содержит быстрые и медленные движения, большое значение в ней отводится шелковой нити, практикование которой в стиле Чэнь Тайцзи играет большую роль.
Первая разновидность Лао-цзя является важным методом подготовки и обучения в Тайцзи-цюань, поэтому обучение ей происходит до изучения всех остальных форм и последовательностей.
В целом, считается, что движения в Лао-цзя более амплитудные, чем в других формах Тайцзи-цюань семьи Чэнь. Можно также сказать, что они менее сложные. Главной особенностью выполнения формы считается опора на работу поясницы и «усвоение», фиксирование конечного положения каждого движения перед переходом к следующему.
Движения выполняются преимущественно мягко, скорость движения то замедляется, то убыстряется, быстрые и медленные движения сменяют друг друга. Техника фа-цзин(fa jin), «выброс энергии», задействуется не более чем в 25 процентах последовательности.


ПАО-ЧУЙ

Считается, что во втором комплексе стиля Чэнь, называемом «Пушечные удары» (paochui), движения достаточно сложные и энергоёмкие, ибо в нем твердость преобладает над мягкостью. Традиционно, он изучается после того, как ученик овладел основами выполнения формы Лао-цзя, что предполагает обретение осознанности и ощущения энергии ци. Мастера говорили: «Пять лет совершенствуйся в Первом комплексе, пять лет осваивай Пушечные удары». Мастера Тайцзи предупреждали, что поверхностное изучение Лао-цзя и непонимание фундаментальных принципов Тайцзи-цюань может привести ученика к формальному выполнению формы Паочуй на базе лишь внешних, хотя, возможно, и красочных движений.
Обучение данной форме связано с овладением понятием фа цзинь - взрывная сила или сила выброса. Последовательность «Пушечные удары» традиционно выполняется в стремительной, взрывной манере. Исполнение формы от начала до завершающего движения занимает не более четырех минут.
Последовательность Паочуй стиля Чэнь Тайцзи-цюань состоит из 43 движений. Благодаря большому арсеналу энергичных движений, таких как прыжки, удары, «припечатывания» и уворачивания, Паочуй считается одним из важнейших методов подготовки и тренировки тела к реальным спаррингам.


СИНЬ-ЦЗЯ

Создателем формы Синь-цзя (xinjia), последовательность «новой семьи» в отличие от Лао-цзя, последовательности «старой семьи») считается Чэнь Факэ (Chen Fake) (1887 – 1957). Две разновидности Синь-цзя в целом напоминают Лао-цзя, однако они предполагают использование более тонкой энергии и более качественной динамической силы, в силу этого исполнение Синь-цзя требует большего усилия и мастерства.


ТУЙШОУ

В системе Тайцзи-цюань также существует практика, которую принято обозначать как «толкающие руки». Суть данной работы заключается в «работе по познанию себя через другого». Один из принципов туйшоу гласит: «Отбросив себя, сопровождай партнера», то есть в соответствии с внешней силой противника необходимо научиться выстраивать свой ритм, качество контроля и слушания. Если движения противника быстрые – отвечают быстро, если медленные, то медленно. Находясь в постоянном контакте с руками партнера, практикующий учится слушать и перенаправлять атакующее усилие противника и, используя силу и энергию этого же движения, проводить свои контрприемы. Так познается понятие гармонии и баланса в парном взаимодействии.

Исторически существует два типа туйшоу: работа в перемещении и работа на месте. После овладения основами туйшоу на месте практика туйшоу начинает отрабатываться в перемещении на один шаг, затем на три шага и, наконец, в свободном перемещении. С ростом мастерства практикующего может также повышаться скорость перемещения и выполнения движений, а также уровень технической сложности приемов.

Методически практика туйшоу позволяет овладеть следующими принципами:

Тин (слушание) – умение слушать и чувствовать противника.
Цзоу (ведение) – следование атакующему движению противника.
Hянь (прилипание) – следование отступающему противнику.
Хуа (трансформация) – объединение в единое движение усилий цзоу и нянь.
Фа (выброс) – атакующее движение.



РАБОТА С ОРУЖИЕМ

Из всех стилей Тайцзи-цюань стиль Чэнь содержит больше всего техник по работе с оружием: с мечом Цянь, мечом Дао, парными мечами, с копьем, алебардой, шестом, различные формы парной работы с оружием, а также работу с предметами, которые не входят в основную программу изучения оружия (парные дубинки, длинный толстый шест, металлический стержень).
Форма с мечом Дао состоит из 23 движений, которые не очень сложны в своем исполнении, будучи достаточно прямыми и энергичными. Выполнение данной техники характеризуется высоким темпом и динамичностью, здесь применяются удары, рассечения, уколы, уклонения, плавные режущие движения, а в перемещении часто используются прыжки.

Работа с мечом Цянь предполагает больше утонченности и изящества. Основной принцип работы – не прямое противостояние противнику, а увлечение его силы в пустоту за счет уклонения с проведением последующей атаки. Форма с мечом Цянь включает в себя 50 движений и по технике выполнения напоминает исполнение форм без оружия.

Формы с копьем и длинным шестом технически очень близки по исполнению, в арсенале движений этих видов оружия толчки, удары, отклонения, уколы (для копья) и т.д. Движения с копьем и палкой достаточно динамичны и воинственны по своей природе. Форма стиля Чэнь состоит из 71 движения.

Работа с алебардой, состоящая из 30 движений, в большой степени схожа с работой копьем и длинной палкой, что естественно, ибо все эти виды оружия относятся к практикам, позволяющим прорабатывать так называемую «длинную энергию». С другой стороны, форма с алебардой содержит своеобразные уникальные движения, что определяется особенностью ее формы. Значительным отличием является и вес оружия (учебная алебарда весит 3 кг, боевая – больше 10 кг). Форма с алебардой отличается большой мощью и динамичностью своего выполнения.

Формы с парным оружием (парные мечи Цянь и парные мечи Дао) напоминают одиночные формы с этим оружием, однако они требуют гораздо большего мастерства в управлении одновременно двумя предметами. Форма с парными мечами Цзянь состоит из 39 движений, форма с парными мечами Дао – из 35 движений.

В целом, принципы работы с оружием в Тайцзи стиля Чэнь аналогичны базовым принципам практикования всех остальных форм: в любом движении тело движется как единое целое, движения собраны и увязаны с центром дан-тянь, со временем оружие должно стать неотделимой частью тела при выполнении любой техники с ним.
В.И.

P.S.
Комментировать и создавать свои темы Вы сможете после КОРРЕКТНОЙ регистрации на форуме, а именно, написав свою Фамилию, Имя по-русски, логин по-английски и загрузив свою личную фотографию (а не чужой аватар), см. ПРАВИЛА ФОРУМА.

Аватара пользователя
Тимофеев Виктор Иванович
Сообщения: 1788
Зарегистрирован: 08 апр 2011, 12:42
Откуда: РОССИЯ, Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: ТЕОРИЯ ТАЙЦЗИЦЮАНЬ.

Сообщение Тимофеев Виктор Иванович » 09 ноя 2011, 09:18

Можно сравнить с последовательностью обучения Стиля Син Кагэ Муто рю http://www.academy.muto.ru/dojo_ryu.html
В.И.

P.S.
Комментировать и создавать свои темы Вы сможете после КОРРЕКТНОЙ регистрации на форуме, а именно, написав свою Фамилию, Имя по-русски, логин по-английски и загрузив свою личную фотографию (а не чужой аватар), см. ПРАВИЛА ФОРУМА.

Аватара пользователя
Тимофеев Виктор Иванович
Сообщения: 1788
Зарегистрирован: 08 апр 2011, 12:42
Откуда: РОССИЯ, Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: ТЕОРИЯ ТАЙЦЗИЦЮАНЬ.

Сообщение Тимофеев Виктор Иванович » 12 апр 2013, 14:20

В.И.

P.S.
Комментировать и создавать свои темы Вы сможете после КОРРЕКТНОЙ регистрации на форуме, а именно, написав свою Фамилию, Имя по-русски, логин по-английски и загрузив свою личную фотографию (а не чужой аватар), см. ПРАВИЛА ФОРУМА.

Аватара пользователя
Тимофеев Виктор Иванович
Сообщения: 1788
Зарегистрирован: 08 апр 2011, 12:42
Откуда: РОССИЯ, Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: ТЕОРИЯ ТАЙЦЗИЦЮАНЬ.

Сообщение Тимофеев Виктор Иванович » 05 авг 2013, 07:57

Почему тайцзи-цюань еще называют «13 форм»?

Раньше говорили про 13 форм, ссылаясь на 5 стихий и 8 триграмм («13 форм» - название гимнастики, данное легендарным создателем тайцзи-цюаня даосом Чжань Саньфэном.). Пять стихий, то есть металл, дерево, вода, огонь, почва (земля), сопоставляли с пятью способами для шагов (буфа). Восемь триграмм: цянь (творчество), кунь (свершение), кань (погружение), ли (сцепление), сунь (утончение), чжэнь (возбуждение), дуй (разрешение) и гэнь (пребывание) сопоставляли с восемью способами для рук (шоуфа). Пять способов для ног следующие: наступление вперед (цянь-цзинь), отступление назад (хоутуй), оглянуться влево (цзо-гу), взгляд вправо (юпань), и центральная устойчивость (чжундин). Оглядывание в взгляд по существу относятся к направлению взгляда, с этим можно разобраться при выполнении способов для шагов.

Восемь видов способов для рук следующие: отражение (пэн), пропускание (люй), нажимание (цзи), толчок (ань), срывание (цай), уход (ле), «локтение» (чжоу) и опирание (као), распределенные по восьми направлениям: восток, запад, юг, север, СВ, СЗ, ЮВ, ЮЗ. Эти 8 направлений вместе с указанными выше 5 шагами называют «13 форм», подразумевая 13 методов. 

Исторические рассуждения о «5 стихиях» и «8 триграммах» имеют определенный примитивный материалистический смысл. Однако из-за ограниченности исторических условий того времени, отсутствия современных научно-практических исследований они имеют наглядный, домысливающий характер.

Svyaz_dvizeniy.jpg


Рис. 1. Связь движений со сторонами света, пятью стихиями и восемью триграммами.

Пять видов способов шагов и восемь видов способов для рук действительно охватывают изменяющиеся отношения с их единством противоположностей и противоречивые движения с их массой переходов, однако следует признать, что комплексы «усин» (пять стихий) и «багуа» (восемь триграмм) в движениях тайцзи-цюаня, сохраняющиеся неизменными, недостаточно научны и всесторонни. Например, изменения в путях усилия-цзинь в процессе отражения, пропускания, нажимания, толчка, ухода, действия локтем («локтения») и опирания не передашь плоской схемой восьми триграмм, нужны объемные координаты, только тогда будет относительно научно. А то, что первые 4 относятся к четырем сторонам света, а остальные 4 к их промежуткам, с практикой совпадает не полностью. Взять, например, опирание: кроме косого опирания вбок есть переднее и заднее опирание. Поэтому мы должны использовать научный диалектический материализм для руководства практикой тайцзи-цюаня, пользоваться современными научными методами для изучения и выправления движений тайцзи-цюаня.

источник http://shambala.kiev.ua
В.И.

P.S.
Комментировать и создавать свои темы Вы сможете после КОРРЕКТНОЙ регистрации на форуме, а именно, написав свою Фамилию, Имя по-русски, логин по-английски и загрузив свою личную фотографию (а не чужой аватар), см. ПРАВИЛА ФОРУМА.

Аватара пользователя
Тимофеев Виктор Иванович
Сообщения: 1788
Зарегистрирован: 08 апр 2011, 12:42
Откуда: РОССИЯ, Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: ТЕОРИЯ ТАЙЦЗИЦЮАНЬ.

Сообщение Тимофеев Виктор Иванович » 05 авг 2013, 07:59

Комплекс Пай-чой тайцзи цюань Стиля Чэнь- пушечные удары в исполнении Романа Анатольевича Романова.
В.И.

P.S.
Комментировать и создавать свои темы Вы сможете после КОРРЕКТНОЙ регистрации на форуме, а именно, написав свою Фамилию, Имя по-русски, логин по-английски и загрузив свою личную фотографию (а не чужой аватар), см. ПРАВИЛА ФОРУМА.

Аватара пользователя
Тимофеев Виктор Иванович
Сообщения: 1788
Зарегистрирован: 08 апр 2011, 12:42
Откуда: РОССИЯ, Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: ТЕОРИЯ ТАЙЦЗИЦЮАНЬ.

Сообщение Тимофеев Виктор Иванович » 05 авг 2013, 08:02

Некоторые преимущества тайцзи-цюань в боевом применении

1. За счет мягкости способствовать жесткости. Используемое в тайцзи-цюань правило: больше уделять внимание мягкости, чем жесткости не означает только принцип "мягкостью можно преодолеть жесткость". Главное, чего следует опасаться в бою, так это допустить изъян так называемой "парной загруженности". Некоторые считают: давление корпуса с силой одновременно на две ноги - именно это и есть "парная загруженность", вплоть до того, что из комплекса нужно убрать "стойку наездника" (цимаши). Это неверно. И даже может принести большой вред. Использовать "стойку наездника" в комплексе или нет - каждый может решить для себя сам, а вот попытка толкования "стойки наездника" как "парной загруженности" как раз и вводит людей в глубочайшее заблуждение. Под "парной загруженностью" понимается то, когда, вступив с противником в контакт, вы не готовы, "уводя силу" (цзоу цзинь) жесткого противника, своей мягкостью заставить его "провалиться в пустоту" (ло кун) и также не можете в подходящий момент, "прилипнув к силе" (нянь цзинь), последовать за противником таким образом, чтобы оказаться самому в выгодной позиции, а его поставить в невыгодную. И вы еще при этом стоите на том, что если противник применяет силу, то и я применю, если он старается меня опередить, то я тоже постараюсь его опередить. В результате - "сила меньшая уступает силе большей, руки медленные уступают быстрым", и если вы проиграли, то это вовсе не из-за высокого воинского мастерства противника, а просто вам не повезло. В "Суждении о тайцзи-цюань" Ван Цзуньюэ об этом моменте говорится очень ясно и занимающиеся должны с самого начала уяснить его. Меня тревожит, что ошибочное толкование может в дальнейшем еще более усугубиться, поэтому, пользуясь случаем, делаю здесь краткое разъяснение. Проще говоря, изъян "парной загруженности" это ни что иное, как недостаток, заключающийся в умении лишь использовать жесткость и неумении использовать мягкость. Следует знать, что если два человека столкнулись в бою и оба используют жесткость, то либо сила меньшая будет подавлена силой большей, либо оба получат повреждения. В тайцзи-цюань повсюду говорится о "преобразовании мягкостью" в первую очередь для того, чтобы избежать подобного рода нежелательного, невыгодного столкновения. Однако если в момент контакта вы знаете только как отступать и защищаться и не умеете атаковать, то и это не соответствует принципам "взаимодействия мягкости и жесткости" а также "мягкостью преодолевать жесткость". В самом названии этого кулачного искусства употреблено понятие «тайцзи» для того, чтобы ясно показать смысл специфического применения внутренней силы-цзинь, состоящего в том, что в «мягкости содержится жесткость, а в жесткости – мягкость», точно также как по принципу тайцзи «инь не может без ян, а ян не может без инь». Я как-то услышал такие слова: "те, кто занимается только "преобразованием мягкостью", не владеют мастерством "выпуска силы" (фа цзинь) в противника". Отделять "мягкость" от "выпуска" - это ошибка, означающая полное непонимание принципа "в мягкости - жесткость, в жесткости - мягкость". Движения в тайцзи-цюань выполняются по дуге как раз для того, чтобы лучше и легче осуществлять контроль над процессом превращения мягкости в жесткость и наоборот. В применении жесткость и мягкость беспрерывно и циклично сменяют друг друга, что абсолютно отличается от обычных прямолинейных методов обмена ударами. Возможно, найдутся люди, которые спросят: "а не удобнее ли просто выиграть на скорости и силе, зачем это затяжное движение по дуге?" Знаете, если даже человек убежден в силе и скорости своих рук, он все равно никогда не может быть абсолютно уверен, что кто-то не окажется быстрее, сильнее и проворнее на руку. Очевидно, что исходить только из субъективной оценки очень рискованно. Может повезет и победишь, а может - окажешься разбитым в пух и прах, с точки зрения безопасности тут нет никаких гарантий. То, что в тайцзи-цюань повсюду применяется "мягкая сила" (жоу цзинь), так это прежде всего для того, чтобы избежать при столкновении бессмысленных жертв, чтобы предупредить опасность потерпеть поражение с первого же удара, одновременно при помощи "преобразования мягкостью" возможно распознать, где у противника "полнота" (ши) и "пустота" (сюй), где сила, где слабость и затем, заняв в соответствии с этим выгодную позицию, немедленно атаковать. И даже, если что-то не вышло, контратака не принесет поражения или случайной глупой травмы. Касательно же движения по дуге, на первый взгляд кажется, что оно медленнее чем по прямой, однако дугообразное движение легко поддается изменению в соответствии с обстановкой, и потому, порой, оказывается быстрее прямолинейного. Высказывание "позже ответив [на удар], раньше достичь [противника]" подходит как раз к этому случаю. Подобного рода боевая техника, где принципом служит "жесткость с мягкостью взаимодействуют и в обороне и в атаке", является основным из преимуществ тайцзи-цюань, изучающие должны быть к этому особенно внимательны.

2. В покое выжидать движение. Методы "преобразования мягкостью" в тайцзи-цюань хотя и обладают преимуществом гарантии безопасности, действенны как в защите, так и в нападении, однако, если применены не вовремя или не в нужном месте, когда еще не уловлено направление движения противника, все же не могут быть эффективны в полной мере. По этой причине, для того, чтобы применять все в нужный момент, необходимо воспитать в себе привычку "в покое выжидать движение". Исходя из вышеизложенного, можно догадаться, что в бою с противником в тайцзи-цюань упор делается отнюдь не на субъективный способ "сила у того, кто первым пускает в ход руки", а на такой метод контратаки, когда вы, "услышав" подлинное направление движения противника, применяете способ "позже ответив, раньше достичь". Этот метод боя состоит в том, чтобы, прежде всего самому сохранять предельную выдержку и спокойствие, предоставив противнику первому начать боевые действия и обнаружить направление его силы. Не впадайте в панику, необходимо дождаться, когда он осуществит "выпуск" силы и только после этого можно контратаковать. В ситуации яростного боя, можно, "преобразовав силу" (хуа цзинь), заставить противника "провалиться в пустоту", для чего выбирают "силу протягивания-сглаживания" (люй цзинь) и "силу рывка" (цай цзинь ). Если вам не нужно, чтобы противник приблизился, то также, пока он еще не достиг вас, используйте "силу вытеснения" (пэн цзинь) чтобы остановить его. Или же, воспользовавшись тем, что он уже "выпустил силу", атаковать его в промежутке перед вторым "выпуском" В общем, нужно молниеносно нападать в тот момент, когда противник либо не в состоянии быстро среагировать, либо попал в невыгодное положение. В "Речитативе о рукопашном бое" говорится: "Он не двигается - я не двигаюсь, он чуть шелохнулся - я его опередил", здесь как раз подразумевается содержание фразы "в покое выжидать движение" и "позже ответив, раньше достичь". Действие данного преимущества в основном проявляется в двух аспектах: с одной стороны, выждав удобный момент, легче точно поразить противника, с другой стороны, если это вдруг не удалось, то, исходя из положения уже выведенного из равновесия противника, возможно избежать контратаки.

3. Малым контролировать большое - является основополагающим принципом в тайцзи-цюань, отвечающим всем законам механики. Используя по отношению к движению противника определенного рода движение (в боевом аспекте его называют прием-чжао), добавляя своей силы или слегка уменьшая ее (когда сила внезапно исчезает, ее "присутствие" (ю цзинь) превращается в "отсутствие" (у цзинь), что и стоит за специальным термином "опустошение силы" (кун цзинь), целью чего является заставить противника "провалиться в пустоту". Некоторые абсолютные профаны в тайцзи-цюань недоумевают: "пустой силой побить противника" - в тайцзи-цюань не может быть такого вида силы". Важно либо вывести центр тяжести противника из равновесия, либо, сначала совершив "преобразование" (хуа), а следом "прилипание" (нянь), вынудить его занять невыгодное положение, чтобы затем, выбрав момент, атаковать, при этом абсолютно не становясь скованным ни в ударах, ни в продвижении вперед. Сказанные в "Суждении о тайцзи-цюань" слова о том, что можно "четырьмя ляпами сдвинуть тысячу цзиней" вовсе не преувеличение. Когда центр тяжести противника находится в высшей степени неустойчивом положении, достаточно чуть-чуть потянуть и уже можно опрокинуть его, так что совсем нет необходимости с самого начала использовать много силы. Иногда вообще можно одним только громким вскриком заставить противника в определенной позиции, испугавшись, дернуться и упасть. Так как тело человека есть материальный предмет, оно не может не подчиняться воздействию центра тяжести, при этом человек и сам может двигаться, если заставить его самого дернуться и еще добавить удар, то он гораздо быстрее потеряет центр тяжести, чем какой-либо неподвижный предмет. Во всем этом заключены законы механики, подтверждающие реальную возможность малой силы управлять большой, и здесь дело вовсе не в том, что в этом виде кулачного искусства используется некий тайный мистический элемент. Если слабые, немощные люди захотят овладеть принципами боя, то изучение тайцзи-цюань окажет им наибольшую пользу.

4. Отступать для наступления. Хотя при применении силы-цзинь в тайцзи-цюань происходит "миллион превращений", однако в общем все можно описать двумя понятиями, заключенными в иероглифах цзоу и нянь. Цзоу (идти, уводить) - это способы "мягко преобразовать" действия противника с целью обеспечения собственной безопасности, а нянь (прилипать) - способ, заключающийся в том, чтобы после "преобразования мягкостью", поймав момент, "приклеиться" к противнику для контроля его способности к изменению положения. Эти два способа в применении на самом деле являются двумя сторонами одного метода. Занимающиеся обязательно должны понять принцип: "увод-дзоу" означает, что при этом приклеиваются-нянь, а приклеивание-нянь означает, что при этом отводят-дзоу" и только после этого можно полностью исчерпать секрет его применения. Одновременно с этим, при выполнении движения нужно выработать в себе привычку двигаться по дуге. Нужно знать, что "увод-цзоу превращается в приклеивание-нянь, а приклеивание-нянь в увод-дзоу" только на основе кругового движения, и чем глубже мастерство, тем короче в применении линия дуги, вплоть до того, что она остается лишь в сознании и внешне в движении почти не видна. Сам подобного рода метод "в сгибании стремиться к распрямлению", на первый взгляд, кажется несколько замедленным, однако на самом деле именно он и является важнейшим ключевым основанием для тактики "после ответив [на удар], раньше достичь [противника]". Что касается цзоу и нянь, то их следует применять циклически, проще говоря, здесь лишь нужно научиться при входе в контакт с руками противника, прежде всего последовав за направлением его силы, за счет цзоу вынудить его "провалиться в пустоту", чтобы избежать тем самым столкновения (то есть уберечься от увечий), затем, опять-таки следуя за сложившимся после преобразования-хуа от применения цзоу положением, не отрываясь, "приклеиться" к нему при помощи нянь, чтобы не дать противнику возможности сменить положение. То есть, нужно обеспечить себе благоприятную позицию а его оставить в неудобной. В это время, если противник все еще пытается через силу превозмочь вас, то становится еще легче приклеившись к нему плотнее, заставить его тело потерять равновесие. И если тогда вы снова, поймав момент, "выпустите силу", то у него из неудобного положения не получится ответить вам, и при этом ему очень трудно будет избежать вашей атаки. Если же вам не удалось при помощи нянь овладеть контролем над противником, тогда тем более не следует безрассудно "выпускать силу", нужно дать ему возможность к изменению положения и продолжать при помощи цзоу и нянь добиваться выгодного положения, чтобы тогда рвануться вперед и ударить. Конечно, бойцам с высокой степенью мастерства достаточно лишь одного цзоу-нянь, чтобы их атака точно поразила противника. Во время тренировки следует безостановочно, раз за разом вырабатывать естественность применения этого принципа, чтобы появилась привычка "отступать ради наступления" Тогда только вы сможете при использовании этого метода обеспечить себе гарантию безопасности от поражений и травм. Если сравнить это с непредсказуемым исходом жестких атакующих методов ведения боя, то не трудно заметить, что принцип "отступления ради наступления" воистину обладает огромным преимуществом в бою.

В данной главе основным является стремление представить, в чем заключаются характерные свойства и привлекательность тайцзи-цюань, мы вовсе не собирались возвеличивать его и возводить в ранг всемогущего и всесильного универсального боевого искусства. Ведь "мягкое" ушу отличает его уклон в сферу оздоровления, в плане же мастерства тренировки внешней мощи и развития мышечной массы, здесь оно несравнимо с ушу "жестким".
источник http://shambala.kiev.ua
В.И.

P.S.
Комментировать и создавать свои темы Вы сможете после КОРРЕКТНОЙ регистрации на форуме, а именно, написав свою Фамилию, Имя по-русски, логин по-английски и загрузив свою личную фотографию (а не чужой аватар), см. ПРАВИЛА ФОРУМА.


Вернуться в «Рукопашный бой»