Страница 1 из 1

Харакири

Добавлено: 14 окт 2011, 12:25
Тимофеев Виктор Иванович
Харакири

Красиво умирать — не запретишь!

Харакири — это японский запатентованный метод ухода из жизни. Кажется, что такого? Некоторые, знаете, умеют делать деньги из воздуха, а вот японцы сумели сделать искусство из смерти.

Слово харакири буквально означает "резать живот". Остальные народы для осуществления тех же целей целились в другие части тела. Предпочтение давалось, конечно, сердцу, туда как раз и вонзила кинжал Джульетта. И понятно почему — где сердце, там и душа. А вот японцы целятся в живот. Почему? Потому что, в отличие от западных народов, они верят, что душа, вернее, дух (воля) обитает в животе. И так как этой самой воли (или души) никто не видел, спорить об этом бесполезно.

Это странный обряд, вызывающий у западного человека разнообразные чувства, с одной стороны, уважение к бесстрашию совершающего такое над собой, с другой — ощущение дикости, жестокости, нелепости происходящего и еще что-то на тему " Восток — дело тонкое". А помимо этого, в живот или в сердце, да хоть в ухо — все равно это самоубийство, суицид, раз и навсегда осужденный западным сознанием, и тем более западными религиями.

Японские рыцари и их понятия

Сразу скажу, не все японцы забавлялись вспарыванием живота. Большинство все-таки уходило из жизни, подобно гайдзы-нам, банальной физиологической смертью. Харакири — дело рыцарей. В Стране восходящего солнца (если точнее перевести с японского, в Стране солнечного корня) были свои рыцари — самураи, равнодушные к боли, презирающие смерть. Они и придумали харакири. Харакири — это следствие самурайского кодекса чести. У японцев, в отличие от западных народов, понятие "честь" не имело столь широкого прочтения. Крылатая фраза Талейрана — " быть политиком, значит, предугадать, в какой момент чью сторону надо занять" — вряд ли была бы воспринята самураями должным образом. Кажется, у самураев хуже обстояли дела с чувством юмора, которое помогает западному человеку быть всеядным в вопросах чести. Но именуется это не всеядностью , а здравым смыслом. У самураев не все было в порядке со здравым смыслом. Вот посудите сами.

Немного истории

С тринадцатого века, когда власть японских императоров стала номинальной, правление страной взяли в свои руки военачальники. С тех пор все, носившие оружие, начиная от всесильного сегуна, верховного правителя, и кончая рядовым солдатом, именовались самураями, буквально — "служащими". Высшими добродетелями самурая считались воинская доблесть и абсолютная преданность сюзерену, у которого самурай был на службе. Служение господину составляло смысл жизни (кажется, можно было придумать что-нибудь позанимательнее на предмет смысла жизни, но зато понятно, почему и нынешние японцы так убиваются на работе). Пожертвовать собой в случае необходимости, согласно самурайскому кодексу чести "Бусидо" (буквально — "путь воина"), считалось величайшим счастьем. (Опять, чувствуете не-состыковку? Верю, что пожертвовать собой — это доблесть, но что это за счастье? А для них — счастье.)

В семнадцатом веке самураи, воинская аристократия, составляли десятую часть населения. Это в истории Японии период объединения страны и окончательного формирования класса самураев. Сегун Тоётоми Хидэёси в 1590 году разоружил простой люд, а самураев переселил в города. С этих пор знаком принадлежности к самурайскому классу стало ношение двух мечей. В 1600 году началось правление сегунов из династии Токугава Иэя-су и связанный с ним удивительный, не имеющий аналогов в мировой истории этап в жизни страны — 250 лет мира! За это время самураи не выродились, а как раз наоборот — самурайские идеалы стали нормой жизни для всего японского общества.

Первый теоретик бусидо Ямага Соко (1622-1685) писал: "От самурая не требуется, чтобы он работал, — работа для простолюдинов; самураю запрещено сражаться, потому что войны остались в прошлом. Так что же, самурай — паразит? Нет. Его миссия — давать японскому народу пример морального поведения, воспитывать нравственность в себе и в низших".

Известная самурайская максима гласит: "Просыпаясь утром, думай о смерти".
Очень похоже на memento mori — "помни о смерти".
Конечно, с самого утра надо думать о смерти, если полагаешь, что жизнь без страдания — карма на ветер. И японцы в этом смысле впереди планеты всей. Это единственная в мире нация, эстетизировавшая и до мельчайших подробностей разработавшая ритуальное самоубийство харакири.

Техника харакири

Если вышеперечисленное нашло живой отклик в вашем сердце, то вот вашему вниманию краткое пособие по технике харакири.

ПОДГОТОВКА. Встать рано утром, чисто вымыться, расчесать и уложить ровно посередине бритой макушки самурайскую косичку.
Ничего не есть и не пить, а задний проход заткнуть комком ваты — чтобы в последний миг, когда воля уже не властвует над телом, не омрачить конфузом совершенство происходящего. Надеть парадное кимоно. Надо написать прощальное трехстишие. Можно чернилами, но лучше собственной кровью. Что-нибудь простое, без пафоса.

Например: Пришел, Увидел, Ухожу.

МЕСТО. Не там, где живут, едят и спят. Можно в саду. На земле циновка, покрытая белой материей, сверху алая подстилка. Над головой навес из белой ткани.

СВИДЕТЕЛИ. Должны присутствовать два человека, представитель власти, знаток церемониала и секундант, близкий друг, хорошо владеющий мечом.

ДЕЙСТВИЕ. Если хочется, можно сказать прощальные слова. Но можно и промолчать. Друг подаст на подносе "вакидзаси", специальный кинжал. Надо спустить кимоно ниже пояса, рукава подвязать под коленями. Это важно, потому что падать навзничь неприлично, тело должно завалиться вперед, ничком. Приспустите набедренную повязку пониже, размягчите напрягшиеся мышцы живота. Вонзите кинжал в левую нижнюю часть живота, доведите разрез до правого бока, а там поверните клинок острой стороной кверху. Можно крест-накрест.

Не возбраняется проявлять фантазию — например, можете вырезать посреди живота "хиномару", национальный флаг Японии.

Дальше нужно вытянуть руки с высвободившимся кинжалом и наклониться вперед. Больше ничего не требуется. Друг, стоящий чуть позади с длинным мечом наготове, отсечет вам голову одним красивым ударом. Хорошо бы, чтобы она не покатилась по земле, а повисла на лоскуте кожи, но это требует особого мастерства.

Трудно, конечно, с первого раза сделать все тип-топ. Но второго раза не будет. Женщинам, как всегда, проще. Им достаточно сесть, вонзить кинжал себе в горло. Что важно для женщин, так это грациозно, увядшим цветком (!) склониться набок.

http://alenia-all.narod.ru/har.html