О классификации нихон-то

Максим Дубич
Сообщения: 167
Зарегистрирован: 26 окт 2011, 11:09
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

О классификации нихон-то

Сообщение Максим Дубич » 16 окт 2013, 21:35

Статейка о классификации японского меча, от моего бывшего преподавателя по японской культуре Синицына А.Ю. Не знаю, может уже было кем-то выложено, но кто не читал думаю будет интересно.

Эксперты NBTHK предложили упрощенную типологическую классификацию. Все «истинные» художественные японские клинки объединились в один класс: нихонто: 日本刀. Определяющий признак такого объединения – использование специфической технологии ковки и закаливания, отличающую нихонто: как от традиционных клинков других народов, так и от собственно-японских, но не относящихся к разряду традиционных (как, например, гунто: - табельные сабли военнослужащих японской императорской армии 1875-1945 гг. или дзё:кото: - древние мечи, бытовавшие на Японских островах до возникновения традиции нихонто:).

К типу нихонто: относятся, согласно классификации NBTHK (см. NBTHK-Manual; Баженов. СС. 12-13) , следующие классы мечей: - Кэн (цуруги) – прямой двулезвийный меч. - Тати – длинный однолезвийный меч, носившийся лезвием вниз. - Утигатана – мечи, носившиеся лезвиями вверх. Утигатана делятся на катана (или дайто:), т.е. свыше 2 сяку (60,6 см) и вакидзаси (сё:то:) - от 2 до 1 сяку. К группе дайто: относятся также кэн и тати. - Танто (косигатана) – боевой нож длиной менее 1 сяку. Каждый из этих классов имеет свои подклассы, которых можно выделить очень много.

К традиции нихонто: классификация NBTHK относит и клинки древкового оружия: копья яри и алебарды нагината, а также художественные наконечники для стрел. Последние три типа в настоящей статье не рассматриваются, ибо не являются мечами.

Эта классификация является общеупотребительной и практической, выглядит (на первый взгляд) весьма логичной и удобной, и ее убедительное достоинство состоит в том, что именно ею пользуются все эксперты, арт-дилеры и коллекционеры.

Однако при ее детальном рассмотрении выявляется ее условность и неспособность дать внятного ответить на вопрос о месте в этой классификации для многих разновидностей нихонто:.

Прежде всего, остается без ответа следующий вопрос: даются четкие границы длины клинка для каждой группы мечей, но как быть с «пограничными» случаями, когда длина клинка «зависает» на маргинальной отметке? Более того, принцип классификации клинков по длине меча определенно «пробуксовывает» для нескольких разновидностей мечей: так, есть мечи ко-дати (малый тати) и тиисагатана (малый катана), длина которых менее 2 сяку, т.е. по определению они должны относится к классу вакидзаси, но… Но зато есть о-вакидзаси (большой вакидзаси – более 2 сяку), соответствующий длине катана, и ко-вакидзаси (малый вакидзаси, менее 1 сяку), соответствующий длине танто:; последний имеет разновидность о:-танто:, т.е. свыше 1 сяку. Таким образом, длина клинка, важнейший «типообразующий» принцип классификации NBTHK, оказывается невалидным.

Во-вторых, тщательное изучение выделяемых разновидностей японского меча приводит к очевидному выводу, что в классифкации NBTHK отсутствуют четкие принципы противопоставления одного вида меча другому.

В-третьих, вызывает сомнение и адекватность выбора терминов для обозначения противопоставляемых классов мечей. Научный термин в строгом смысле этого слова должен иметь четкий, конкретный смысл и противопоставляться другим терминам, составляющим описываемую ими парадигму. Анализ же иероглифического написания названий «классов» японских мечей позволяет сделать вывод, что мы имеем дело отнюдь не с «научными терминами», а «псевдотерминами», которые, как правило, никак не отражают «имманентные» качества обозначаемых ими клинков. Более того, бытующие для обозначения мечей названия оказываются своеобразным исторически сложившимся «самурайским слэнгом» (например, вакидзаси 脇差– буквально означает «заткнутое сбоку», а «сбоку» можно заткнуть что угодно, хоть нож танто:, хоть веер, хоть черпак для сакэ); или, в ряде случаях, опоэтизированными оборотами - например, 凶刃кё:дзин - «клинок злодея», или忍者刀синобигатана – «меч ниндзя».


Ну это таки кусок из статьи. Кому интересно почитать полностью - http://bajenof.narod.ru/Sinitsin.html
Cras, cras, semper cras...

Вернуться в «Восточная культура»