Пришло время разобрать иероглиф 體 по частям. Хотя думаю что это особо не имеет смысла, но попробую, вдруг получится.
Левая часть 骨 [kotsu ; hone ] - hone - кость, костяк, остов, каркас; kotsu - останки, секрет чего-либо.
В словосочетаниях чаще всего обозначает какую-либо костяную часть тела, вроде как ключица, позвоночник и п.т.
Помимо костей, есть такие варианты:
骨子 [kosshi] - главное, основное, суть, "соль",
気骨 [kikotsu] сила духа, внутренний стержень,
侠骨 [kyo:kotsu] рыцарский дух.
Правая часть верх 曲 - [kyiku] - мелодия. Так же есть значения:
曲げる [mageru] - сгибать, искривлять; наклонять; поворачивать; искажать, извращать;
曲がる [magaru] - гнуться; быть изогнутым; поворачивать; огибать (угол)
曲 [kuma] угол; поворот; изгиб;
В словосочетаниях:
曲芸 [kyokugei] акробатика
曲馬 [kyokuba] джигитовка; цирк
曲線 [kyokusen] кривая [линия]; дуга
曲率 [kyokuritsu] геом. кривизна
屈曲 [kukkyoku] кривизна, извилистость
Правая часть низ 豆 [to:] - горох, бобы. В словосочетаниях ничего интересного нет.
Если рассматривать правую часть вместе, как в случае с левой частью - 豊 [ho:] - обильный. В сочетаниях тоже ничего интересного.
В общем сложно судить о значении иероглифа 體 по его ключам. Можно конечно удобно сочетать "кость" и "гнуться", но причём тут "горох" не понятно. Можно конечно решить что тут идёт сравнение в его какими-то биологическими качествами, но утверждать это невозможно.
Тимофеев Виктор Иванович писал(а):это искусство рукопашного боя фехтовальщика временно не имеющего оружия (а это уже моё выражение)!
Вообще мне всегда было интересно как мастера боя с мечом ведут себя без оружия. Конечно хороший мастер не должен терять свой меч, но всё же если вдруг так получилось, или скажем не во всех ситуациях есть необходимость применять холодное оружие.
По логике вещей и если судить по японским фильмам и литературе, фехтовальщики таки умели сражаться и без оружия, но вот как они это тренировали не ясно. Тут мне всегда казалось, что это как само собой разумеющееся, вытекает из фехтования, т.е. смысл не в изучении рукопашного боя как отдельной дисциплины, а умении применить принципы работы с мечом. Т.е. если рассуждать о тайдзюцу, как мне казалось раньше, это и есть тот самый общий принцип между всеми боевыми искусствами.
Как у Мусаси в "го рин но сё" - суть всех вещей, которая работает одинаково как в боевых искусствах, так и с повседневной жизни. Можно постичь некую суть и побить противника в бою, а потом пользуясь теми же принципами построить дом и засеять огород. Так почему бы не научиться фехтовать, а потом успешно использовать эти навыки в борьбе без оружия? Но это лирика и уход от темы. Хотя очень интересно как это работает. Ведь может же быть такое?
Вот кстати в одном англоязычном источнике нашёл такую запись - японский термин для обозначения любой боевой техники или боевой системы использующей движения телом (упор опять же делается на безоружный бой). Термин в основном используется по отношению к традиционным японским Б.И., но так же встречается и в названиях современных Б.И, например - Будзинкан Будо Тайдзюцу.
Т.е. с точки зрения этого источника - дзю-дзюцу, дзюдо, айкидо, каратэ и Кэмпо - являются Тайдзюцу. Т.е. это более широкий термин под который можно подвести все безоружные боевые искусства. А конкретные названия боевых искусств используются для указания некоторых уникальных особенностей этих искусств.
Надеюсь я понятно написал, есть некоторые сложности с дословным переводом.
В ещё одном источнике, уже "японоязычном" есть похожее суждение, с пометкой, что Тайдзюцу включают в себя удары руками, пинки, захваты и броски, в зависимости от конкретной школы и степени посвящения учеников.
Так же Тайдзюцу часто ошибочно ассоциируют со школами которые преподают Ниндзюцу. Тайдзюцу использовалось самураями, а так же некоторые "ниндзя" использовали собственные техники Тайдзюцу.
Так же ниже приведена классификация некоторых стилей тайдзюцу с которыми я не знаком:
Taijutsu (Unarmed self-protection)
--Junan Taiso (Body Conditioning)
--Taihenjutsu (Body movement)
-----Ukemi (Breakfalls)
-----Kaiten (Rolling)
-----Tobi (Leaping)
--Dakentaijutsu (Striking Methods)
-----Koppojutsu (Bone attacks)
-----Koshijutsu (Muscle attcks)
--Jutaijutsu (Grappling methods)
-----Nage (Throws)
-----Hajutsu (Escapes)
-----Gyakuwaza (Locks and controls)
-----Shimewaza (Chokes)
В общем, чем дальше тем всё становится запутаннее. Судя по всему, однозначных мнений по этому поводу нет, нужно больше читать специальной литературы.